Сборщицы вторсырья на бишкекском свалочном полигоне летом 2021 года. Фото: Кайрат Замирбеков / «Клооп»

Пластик окружает нас повсюду. Это дешевый и универсальный материал, из которого делают почти все: пакеты, бутылки, посуду, предметы быта и даже одежду. Часто пластик используют всего один раз в ущерб окружающей среде – ведь в природе он может разлагаться до 1000 лет!

Поэтому экологи многие годы призывают сокращать использование пластика, а также сортировать мусор и сдавать его на переработку. А в последние годы на экономический потенциал переработки мусора обратили внимание и бизнесмены.

Эко-активистки Аймээрим Турсалиева и Мунара Молдобаева из команды Tazar два месяца изучали рынок вторсырья в Кыргызстане, исследовали данные и доказали – сортировка и переработка твердых бытовых отходов приносит Кыргызстану, помимо экологической пользы, немалые деньги.

«Мы с Мунарой ездили по регионам, искали переработчиков, пункты приема, разговаривали с разными органами “Тазалык”, чтобы узнать, что у нас в Кыргызстане делается с мусором», — рассказывает о своем исследовании Турсалиева.

Аймээрим Турсалиева во время полевых исследований. Фото предоставлено героиней материала

Миллионные доходы из пластика

За сутки на бишкекскую свалку попадает примерно 1200 тонн твердых бытовых отходов. Но только 480 из них отправляется на переработку, которая в среднем приносит частным перерабатывающим компаниям доход в 9,6 млн сомов – и это тоже за сутки. С каждым годом эта сумма будет только расти, считают исследовательницы.

Они рассказывают, что мусор на переработку обычно собирают частные лица, потом он попадает в пункты сбора, а уже оттуда – на перерабатывающие предприятия.

Сборщики мусора работают как на самом свалочном полигоне (около 500 человек каждый день), так и в городе, собирая перерабатываемые отходы из мусорных контейнеров. Зарабатывают они очень по-разному, говорит Турсалиева. Кто-то работает за сигареты и водку – в основном это бездомные и люди с алкоголизмом. «Но есть люди, которые реально зарабатывают, покупают дома и машины», – рассказывает она.

Сортируют свои отходы и офисы некоторых компаний. «Мы [с проектом Tazar] ходим по организациям и компаниям и обучаем, как правильно сортировать и сдавать отходы напрямую [в пункты приема]. Потому что когда сырье попадает на свалку, оно смешивается грязью. Пока его соберут и подготовят, пластик под палящим солнцем может потерять свое качество до 70%», — объясняет Турсалиева.

После сбора и сортировки отходы попадают сначала в пункты приема* (авторки исследования насчитали их около 800 по всей стране) а потом – на предприятия, которые занимаются их переработкой. Исследовательницы нашли в Кыргызстане более 40 заводов по переработке пластика, металла, макулатуры, текстиля, а также промышленных и органических отходов.

*Адреса пунктов приема вторсырья вы можете посмотреть на карте приложения Tazar (для Andriod, для IPhone).

Они занимаются не только переработкой, но и производством. Например, в Бишкеке из собранного здесь пластика изготавливают ведра, вешалки и канистры, а из переработанного грязного полиэтилена делают ирригационные шланги.

«[Загрязненный] полиэтилен тоже принимают, но дешевле, и делают из него только низкокачественный продукт, то есть шланги. Но если он чистый, из него уже можно сделать белые гранулы [из которых потом производят, например, пластиковые бутылки и синтепон], он будет стоить дороже», — говорит» Турсалиева.

Другие предприятия не занимаются производством, а готовят собранное в Кыргызстане вторсырье для продажи за рубеж. Они в основном перерабатывают пластик – ПЭТ-бутылки и разные виды полиэтилена.

Согласно базе данных ООН по статистике торговли товарами (UN Comtrade), наибольшим спросом среди отходов из Кыргызстана в мире пользуется измельченный пластик, упаковка и крышки от бутылок.

Кто покупает кыргызстанский «мусор»?

В своем исследовании Tazar пришли к выводу, что Кыргызстан все еще больше импортирует вторсырье (в основном, из Китая и России), чем экспортирует. Но в 2022 году республика нарастила экспорт вторсырья в основные закупающие страны. Главный покупатель – Казахстан ($38 млн).

Активно сотрудничать с Россией кыргызские логисты начали в 2017 году, когда в Китае ввели запрет на ввоз отходов, включая пластик. Тогда экспорт в эту страну упал почти до нуля. За первые девять месяцев 2022 года Россия закупила у Кыргызстана вторсырья на $3,3 млн.

Как рассказали исследовательницам кыргызские предприниматели, после полномастштабного вторжения России в Украину у них возникли трудности. Российские заводы перестали принимать сырье, так как из-за санкций европейские страны перестали покупать их товары. Тогда это повлияло и на рынок вторсырья в Кыргызстане – цены резко снизились. Но с осени 2022 года сбыт вторсырья в Россию снова наладился.

После февраля 2022 года торговать с Кыргызстаном вторсырьем перестала Украина. А в 2021 году она купила у республики таких товаров на рекордную для нее сумму – $225 тысяч.

Турсалиева называет хорошей альтернативой казахскому и российскому рынков вторсырья Узбекистан. Если в России заводы принимают в основном переработанные гранулы, то заводы в Ташкенте и Самарканде готовы покупать даже сжатые ПЭТ-бутылки – это не требует сложных заготовительных процессов.

«Когда мы были на юге [Кыргызстана], мы поняли, что весь юг экспортирует сырье в Узбекистан. Потому что им намного ближе отвозить сырье туда, чем через весь Кыргызстан и Казахстан везти в Россию», — рассказывает она.

С 2012 года экспорт сырья из Кыргызстана в Узбекистан шел с переменным успехом. Но последние годы он стабильно растет, и поэтому Узбекистан может также стать альтернативой в случае возможных осложнений из-за санкций в России.

«Ресурсов у нас все меньше и меньше. Мы уже не можем их добывать как раньше, и поэтому нужно использовать все, что уже произвели. Например, ПЭТ-бутылки очень дорогие, [полиэтилен] HDPE – сам по себе дорогой материал. В будущем вторсырье, мне кажется, будет только дорожать», — считает Турсалиева.

Она добавляет, что сортировка и переработка мусора в Кыргызстане не останавливалась даже по время пандемии «ковида», и этот сектор будет только развиваться в будущем.

«Eсли раньше очень много пластика просто валялось на мусорных полигонах, сейчас его уже меньше. [Эта тенденция продолжится], потому что люди начали понимать, что отходы – это деньги», — говорит она.

Зарабатывать на отходах может каждый. Например, через приложение «Tazar» вы можете научиться не только самостоятельно сортировать свой мусор, но и найти пункты приема, которые платят за него деньги.

Исследование «Отходы – новые доходы» Аймээрим Турсалиева и Мунара Молдобаева провели под менторством Оксаны Ставнийчук и при поддержке «Школы данных» в рамках программы LAMPA Accelerator.