Скриншот из видео, присланного в редакцию источником

Мигрантов из Центральной Азии зовут строить окопы для российских военных, в том числе на оккупированных территориях Украины. За эту работу им предлагают до 6000 рублей в день. Но реальные условия работы эти деньги не оправдывают: рабочих десятками убивают ВСУ, обманывают работодатели, а на родине мигрантам грозит тюрьма и лишение гражданства.

«Приезжайте работать, тут слышны бомбы»

В поле, где слышен свист ветра, сидят на бревнах заметно уставшие мужчины в синей униформе и камуфляже. Вокруг – кучи грунта и свежевскопанная земля. Снимающий видео человек на кыргызском языке бодро предлагает остальным «дать репортаж». «Хорошая работа», – отзываются его напарники. Но кто-то из них, смеясь, тихо повторяет: «Не приезжайте, не приезжайте». В ответ слышны реплики: «Приезжайте, работайте, этот парень уже два дня отработал», «Этот парень недавно очень сильно упал».

Источник, который прислал «Клоопу» это видео, утверждает, что оно сделано на оккупированных территориях Украины, а рабочие, которые роют окопы, – мигранты из Кыргызстана. Найти независимое подтверждение тому, что видео снято в Украине, «Клоопу» не удалось.

https://www.youtube.com/watch?v=QNC2xecbOfk  

В одном из полученных редакцией аудио, которое тоже прислал наш источник, мужской голос на кыргызском языке рассказывает, что россияне набирают мигрантов – кыргызов, таджиков, узбеков – рыть окопы. За это обещают платить «по 10 тысяч сомов в день», дают униформу. Обстановку он описывает так: «Слышны звуки бомб, но можно работать».

 

О том, что Россия будет строить вдоль линии фронта оборонительные сооружения, объявил в октябре 2022 года основатель ЧВК Вагнера, близкий к Путину бизнесмен Евгений Пригожин.

А уже с ноября на российских сайтах и в телеграм-группах мигрантов из стран Центральной Азии стали появляться объявления о наборе рабочих на рытье окопов, блиндажей, противотанковых рвов, укрепление сооружений для военных и других работ. Рабочих набирали почти по всей России и из Абхазии.

Почему платят на самом деле мало

Объявления о наборе рабочих на «обустройство линий обороны» появились на российских сайтах Headhunter, «Авито» и как минимум на двух сайтах объявлений областного масштаба. Рыть окопы нужно было в оккупированных Луганской, Запорожской областях Украины, и в приграничной Белгородской области России.

В одном из объявлений указано, что «выстрелы слышны, но не видны». Это почти полностью повторяет описание обстановки на полученном нами аудио и подтверждает: место работы находится вблизи от зоны военных действий.

За риск работодатели готовы были платить от 45 до 180 тысяч рублей в месяц, или от 300 рублей ($4) за час. Кроме этого, обещали много бесплатного: проезд, медосмотр, проживание, трехразовое питание, спецодежду. Требования – хорошее здоровье и возраст от 20 до 50 лет.

На первый взгляд, 5000-6000 рублей за день с питанием и проживанием, как обещают некоторые объявления – хорошие деньги, особенно для Кыргызстана. Но в России такие ставки предлагают и мирные работодатели: например, на складах Ozon обещают платить за смену до 5700 рублей.

Кроме того, реальные ежемесячные выплаты землекопам могут оказаться значительно ниже, чем кажутся, ведь в условиях указано – работа вахтовая. Полную зарплату рабочий получит лишь по окончании вахты в 60 или 90 дней. В первые полтора месяца рабочим платят лишь небольшие суточные и два аванса по 3000 рублей. И это – за 11 часов работы шесть дней в неделю, что в пересчете на стандартную нагрузку (40 часов в неделю) составляет 1,7 ставки.

К слову, на своем сайте компания «Стройком», которая среди прочих публикует такие объявления, с гордостью сообщает, что ее специалисты успешно реализовали более ста проектов. Один из них – Крымский мост, которым россияне соединили свой Краснодарский край с полуостровом после его аннексии. Там же указано, что «Стройком» берет в штат только граждан России. Хотя в объявлениях о наборе землекопов на сторонних сайтах компания это условие не указывала.

Объявления на сайте «Вконтакте»

В соцсети «Вконтакте» опубликованы несколько объявлений от частных лиц о найме рабочих на рытье окопов и блиндажей, с оплатой от 4000 до 7000 рублей с такими же условиями проживания. Но уже в других местах: в оккупированном украинском Мелитополе, в приграничной Белгородской области России, на Донбассе. От кандидатов требовалось только наличие паспорта и возраст от 18 лет.

Объявления в группах мигрантов

В телеграм-группах, где обычно размещают вакансии и другие возможности для мигрантов (регистрация в России, услуги по изготовлению документов, оформление карточки мигранта, медкнижки, патентов, водительских прав и прочее), тоже появились объявления на кыргызском и узбекском языках о наборе рабочих рыть окопы.

Условия выглядят более привлекательными, чем в объявлениях на аналогичные земляные работы в Москве. В российской столице за такую работу обещают от 2000 до 2500 рублей в день. А за рытье окопов на границе с Украиной и на оккупированных территориях в объявлениях и телеграм-группах для мигрантов предлагали от 2500 до 8000 за смену.

Особенностью некоторых объявлений в этих группах было то, что для этой работы не требовались документы. Мало того, иностранцам предлагали помочь с ними или писали, что гражданство не имеет значения. Авторы объявлений в телеграм-группах для мигрантов также предлагали помощь от работодателя в получении российского гражданства, если работник отработает на «устройстве окопов» не менее четырех месяцев.

В одной из групп опубликованы несколько видео, где рабочие в униформе устанавливают деревянные укрепления в окопах и говорят на узбекском языке.

https://www.youtube.com/watch?v=7N6FLmJAdoo  

Журналисты «Клоопа» попытались сами «устроиться» на работу под видом мигрантов из Кыргызстана через объявления в телеграм-группах. По телефонам и мессенджерам, указанным в объявлениях, нам ответили, что для работы нужен только паспорт и справка о несудимости, которую они сами сделают для нас.

Среди рабочих – десятки жертв, их «кидают на деньги»

84 рабочих, набранных из Новосибирска, которые откликнулись на эти вакансии, погибли от удара ВСУ по оккупированной территории Луганской области. Об этом в своем расследовании рассказали журналисты «Радио Свобода». Были среди них выходцы из Центральной Азии или нет, пока неизвестно.

Российские власти утверждали, что во время обстрела погибло 11 мирных жителей и 17 было ранено. Но после выхода расследования президент Владимир Путин на совещании с правительством подтвердил, что погибли рабочие, которые строили «оборонительные сооружения» на оккупированных территориях.

Помимо опасности погибнуть от обстрелов со стороны Украины рабочих поджидают и другие неприятности: антисанитарные условия, неотапливаемые помещения для проживания и «отношение хуже, чем к скотине». Об этом рассказало «Настоящее время».

По данным издания, мигранты из Таджикистана пожаловались в полицию России на невыплату им обещанной заработной платы за строительство окопов на оккупированной российскими войсками территории Запорожской области Украины.

Об этом также пишет телеграм-канал Baza cо ссылкой на одного из таджикистанцев Аминжона. По его словам, им заплатили в три раза меньше обещанной суммы. Другим рабочим повезло еще меньше: у одного случился приступ аппендицита, а другой потерял кисть руки, но никакой адекватной медицинской помощи они не получили. После того как Аминжон обратился в полицию, ему стали звонить с угрозами, теперь он боится выходить из дома.

Пожизненное в Украине и лишение гражданства на родине

За рытье окопов для российских военных, тем более на оккупированных территориях Украины, мигранты могут быть привлечены к ответственности как минимум по четырем уголовным преступлениям, предупреждает правозащитница, специалистка по правам мигрантов Валентина Чупик.

По ее словам, если такие мигранты попадутся украинским военным, то их будут судить за незаконное пересечение границы Украины, поскольку они роют окопы на оккупированных территориях – за это грозит от двух до пяти лет тюрьмы. Кроме того, мигрантов могут оштрафовать за уклонение от уплаты налогов Украине, предупреждает Чупик.

Если же украинцы узнают, что мигрант работает на ЧВК Вагнера или содействует незаконной деятельности оккупационных властей (например, если мигранта наняло государство), его в Украине осудят на срок до 20 лет за соучастие в деятельности террористической организации.

Согласно Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, мигранты, которые роют окопы, не приравниваются к участникам боевых действий (комбатантам). Но, роя окопы за деньги и являясь гражданами другой страны, они нарушают законы и обычаи войны и становятся уголовными преступниками. Поэтому в плен, как военные, они сдаться не могут, а могут только сделать явку с повинной законным властям Украины – и после этого получить пожизненное заключение.

Будет ли строительство сооружений явно военного назначения за рубежом трактоваться на родине мигрантов как участие в конфликте, сказать сложно. Однако посольство Кыргызстана в России предупреждало, что, согласно Уголовному кодексу КР, за участие граждан Кыргызской Республики в боевых действиях на территории иностранных государств предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества.

Кроме того, за участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства гражданина Кыргызстана могут лишить гражданства.

Почему безнаказанность – опасная иллюзия

Сейчас опасность наказания на родине может показаться землекопам несущественной, ведь Кыргызстан критически зависит от России. В 2022 году переводы физлиц оттуда в республику установили исторический рекорд, превысив $2,7 млрд. А реэкспорт западных товаров в Россию через кыргызстанские фирмы-посредники, по данным ЕБРР, принес казне более 36 млрд сомов.

Власти Кыргызстана явно не хотят ссориться с Москвой и избирательно подходят к участию своих граждан в военных действиях. Тех, кто воюет за Украину или просто поддерживает ее, власти склонны наказывать, а тех, кто воюет за Россию – нет. Так, ничего не слышно о расследованиях гибели кыргызстанцев, воевавших с Украиной на стороне РФ. Зато участников акций в поддержку Украины и антивоенных акций в Кыргызстане задерживают.

Однако внешнеполитическая конъюнктура может быстро измениться. Если в какой-то момент властям Кыргызстана станет выгодно демонстрировать нейтралитет или критичное отношение к российской агрессии, граждане страны, которые сегодня роют окопы на оккупированных украинских землях, могут оказаться в тюрьме. Или потерять гражданство.

Авторка: Арууке Солтоной
Редакторы: Екатерина Резникова, Виктор Мухин