С августа 2023 года Госкомитет нацбезопасности может начать использовать технологию Deep Packet Inspection (DPI), которая позволит регулировать и фильтровать интернет-трафик. Об этом сказала замминистра цифрового развития Жазгуль Кийизбаева на заседании парламента 7 июня во время обсуждения законопроекта о запрете публикации «вредной» для детей информации.

По ее словам, если Жогорку Кенеш примет проект закона, то Минкультуры будет давать заключение о какой-либо информации — соответствует она закону или нет. После Минцифры будет уведомлять провайдеров о блокировке страницы, которая распространяет «вредную информацию». 

«По социальным сетям, которые зарегистрированы не в Кыргызстане, например, группа Meta, в которую входят соцсети Facebook, Instagram, мы можем заблокировать только по решению суда. Но даже в этом случае можно получить доступ через VPN*. […] Сейчас через ГКНБ могут установить Deep Packet Inspection, нам сказали, что это закрытая информация, и в августе, возможно, уже будет реализована», — сказала Кийизбаева.

*VPN (Virtual Private Network) — это виртуальная частная сеть, которая дает возможность пользоваться интернетом, оставаясь незамеченным и не отслеживаемым кем-либо.

Что такое Deep Packet Inspection?

По информации из открытых источников Deep Packet Inspection (DPI) это расширенный метод проверки сетевого трафика и управления им. Это форма фильтрации пакетов, которая находит, идентифицирует, классифицирует и перенаправляет или блокирует пакеты с определенными данными, которые не может обнаружить обычная фильтрация пакетов.

По данным издания «Медиазона», технологию DPI использовали власти России, пока американская компания, поставляющая оборудование для DPI не ушла из России после полномасштабного вторжения российской армии в Украину.

В «Медиазоне» сообщали, что Роскомнадзор устанавливал российским интернет-провайдерам «Технические средства противодействия угрозам» и для работы этой системы использовали оборудование DPI. Роскомнадзор, по данным издания, использовал эту технологию для цензуры в рамках закона о «суверенном интернете», что позволяло изучать, замедлять или полностью ограничить трафик пользователей.