Президент Садыр Жапаров предложил внести поправки в конституционный закон «О Конституционном суде». Законопроект опубликован на сайте главы государства и вынесен на общественное обсуждение 17 июля.

Жапаров предлагает дополнить закон статьей 52-1 (Пересмотр решения Конституционного суда).

Так, если законопроект примут, то решение Конституционного суда может быть пересмотрено им по представлению президента или по представлению председателя Конституционного суда в случаях, если:

  • изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение;
  • открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, неизвестные Конституционному суду в момент вынесения решения;
  • решение противоречит моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа.

Согласно действующему закону, решение Конституционного суда окончательное и обжалованию не подлежит.

Ранее глава ГКНБ Камчыбек Ташиев высказался против введения в Кыргызстане матчества, получение которого стало возможным после решения Конституционного суда по делу детской писательницы и активистки Алтын Капаловой.

Она более двух лет боролась за право своих несовершеннолетних детей носить ее имя в качестве матчества в официальных документах. 

3 июля Конституционный суд отказал активистке в вопросе присвоения матчества её несовершеннолетним детям, но сообщил, что кыргызстанцы могут брать матчество по достижении 18 лет.

Против введения матчества высказался также муфтий Кыргызстана Замир Ракиев. Он считает, что такие действия якобы «могут уничтожить корень нации». Ташиев же на своей странице в Фейсбуке написал: «Никакого “матчества”, кто принял тот и должен отменить!»

Ответила Ташиеву пресс-секретарь Конституционного суда Жылдыз Жороева. Она на своей странице в Фейсбуке поинтересовалась, сколько ветвей власти в Кыргызстане, и напомнила, что решения Конституционного суда являются окончательными.

В самом Конституционном суде позже заявили, что пост Жороевой не был согласован с ними и не может восприниматься как их официальная позиция.