Муфтий Кыргызстана Замир Ракиев не согласен тем, что в Кыргызстане любой совершеннолетний гражданин теперь сможет получить матчество. Он считает, что «такие действия могут уничтожить корень нации».
Заявление Ракиева опубликовал ДУМК.
«Каждый ребенок вправе знать свой род. Понятно, кто родил ребенка. Но необходимость приписать родословную отцу крайне важно. Поэтому Ислам приписывает происхождение ребенка отцу. От Адама и до сегодняшнего дня все поколения людей во всех странах давали имя отца и сыновьям, и дочерям», — заявил Ракиев.
Однако статистика показывает, что в Кыргызстане ежегодно на четыре заключенных брака приходится один развод. И чаще всего дети остаются именно с женщинами.
Так случилось и с Алтын Капаловой — детской писательницей, художницей и активисткой, которая воспитывает детей самостоятельно без помощи второго биологического родителя. Ей не выплачивали алименты и не помогали в воспитании детей.
Но Ракиев считает, что ребенка необходимо звать по имени отца потому что так прописывает Коран.
«Те, кто не знал своих предков, [раньше] сильно критиковали, говоря: «Кто не знает дедов и прадедов до седьмого поколения, это невежественные рабы». В наших традициях есть золотое генеалогическое правило — знать своих предков до седьмого поколения. Благодаря этому ребенок узнает свое происхождение.
В свою очередь это не унижение матери! Не зря говорится у кыргызов, что имя дочери почитается. Очевидно, что в религии статус женщины очень велик», — заявил Ракиев.
Муфтий также считает, что получив мачтество, ребёнок может получить «психологическую травму и подвергнуться дискриминации».
Ешё один аргумент Ракиева: «ведение родословной от отца защищает от непреднамеренного брака с родственниками, нанесения вреда генофонду нации и рождения детей с инвалидностью».
«Мы, как мусульмане и граждане, должны беречь наших детей и защищать от участия в каких-либо сомнительных действиях. Вполне возможно, что такие действия могут уничтожить корень нации», — сказал он.
Пока согласно разъяснениям Конституционного суда о решении по делу о матчестве, имя матери в своих документах граждане могут получить лишь по достижении 18 лет. Именно в этом возрасте, считает суд, граждане приобретают «способности объективно оценивать и адекватно реагировать на существующую действительность и полностью отвечать за свои поступки».
«Если гражданин, который по тем или иным причинам, в том числе пережитым жизненным трагедиям, не приемлет мужское имя в качестве элемента своего полного имени, он должен иметь права выбора между отчеством и матчеством. Поэтому законодательство должно содержать правовые положения, предоставляющие этой категории граждан такую возможность и не создавать условий для нарушений принципов равенства и запрета дискриминации по признаку пола», — говорилось в разъяснении КС.
Дело Капаловой
Вот уже более двух лет Алтын Капалова борется за право своих несовершеннолетних детей носить её имя в качестве матчества в официальных документах. Она намерена обратиться в международные суды, чтобы добиться возможности давать детям матчество сразу после их рождения.
Капалова оформила трех своих детей на свою фамилию, а также указала в их документах матчество, а не отчество. За это в январе 2021 года Департамент регистрации населения и актов гражданского состояния при ГРС подал иск на Капалову.
В ГРС настаивали, что, дав детям матчество, Капалова нарушила закон «Об актах гражданского состояния», где указано, что перемена отчества осуществляется по именам отца, усыновителя, отчима, дедушки по линии отца и матери. То есть использовать можно имя любого родственника-мужчины, но не матери, которая родила детей и занимается их воспитанием.
Дело писательницы рассматривалось во всех судебных инстанциях — решения всех судов были не в её пользу.