В Кыргызстане ежегодно на четыре заключенных брака приходится один развод. И чаще всего дети остаются именно с женщинами, а вот алименты на детей отцы платят далеко не всегда – но и их совсем недостаточно для обеспечения ребенка. Показываем на цифрах, сколько нужно работать среднестатистической кыргызской соло-матери, чтобы дать детям хотя бы самое необходимое.

Большую часть зарплаты соло-матери тратят на детей

41-летняя преподавательница бишкекского университета Нуркыз (имя изменено) уже четыре года одна воспитывает троих детей. «У мужа появилась другая семья. Нам пришлось развестись, я ушла к своим родным с младшей дочкой. А перед тем, как привести новую жену в дом, муж привез мне и старших детей», – рассказывает она.

После развода бывший супруг отказался платить алименты. Нуркыз самостоятельно с детьми достроила новый дом, чтобы им было где жить, поскольку они не могли оставаться у родственников надолго.

«Конечно, было тяжело и физически, и психологически. Старшим детям было по 13-15 лет, и они сами таскали кирпичи, сами делали стяжку пола в комнатах, сами шпаклевали стены, мы сами устанавливали двери, так как денег на строителей не было. Параллельно мы все страдали от обиды. Любимый муж, отец нас предал», – вспоминает Нуркыз.

Сейчас ее старшая дочь уже учится в университете, где год обучения обходится семье в 5000 евро. Среднего ребенка Нуркыз отдала на IT-курсы, которые стоят около 1400 сомов в месяц, кроме того он посещает подготовительные занятия для поступления в вуз – а это еще 4,5 тысячи в месяц. 

«Младшая дочь у меня самая “бюджетная”, – смеется Нуркыз. – Ходит в обычную государственную школу. Раньше у меня была хорошая работа и, если честно, то по сей день мы живем на те деньги, которые я накопила в прошлые годы. В общем ежемесячно [помимо расходов на образование] мы тратим около 30 тысяч сомов, сейчас я столько не зарабатываю». 

Сейчас женщина зарабатывает лишь по 13 тысяч сомов, но вскоре планирует сменить работу – на новом месте ей обещали платить по 40 тысяч, хотя и это не покроет все расходы семьи.

По расчетам Нацстаткома, прожиточный минимум для ребенка в Кыргызстане – от пяти до семи тысяч сомов в месяц. На минимальное содержание детей до семи лет в среднем уходит 5430 сомов в месяц, на подростка — 6914 сомов.

При этом кыргызстанки в среднем зарабатывают около 25 тыс. сомов в месяц – на четверть меньше мужчин-соотечественников. Помимо этого, женщины сталкиваются со стеклянным потолком – когда их не продвигают по службе из-за стереотипов о том, что они должны больше заниматься семьей и меньше времени уделять работе. 

В среднем женщины в Кыргызстане рожают троих детей. Выходит, чтобы покрыть минимальные потребности стольких детей кыргызские соло-матери вынуждены тратить большую часть среднестатистической зарплаты. 

А если семья снимает свое жилье в Бишкеке, например, однокомнатную квартиру за 27 тысяч сомов, женщине придется работать более 17 часов в сутки! Даже если закрыть глаза на необходимость добираться до работы и заниматься домашним хозяйством, это все равно не обеспечит такой женщине нормальный 8-часовой сон.

33-летняя Акмарал (имя изменено) – мама двухлетней девочки. До рождения дочери она работала научной сотрудницей иностранного университета, и ее доход составлял 50-60 тысяч сомов в месяц. В первый год жизни ребенка она потратила все свои сбережения, около $4 тыс., на роды, покупку коляски, кроватки и вещей для ребенка, а также на медуслуги. 

«После рождения дочки у меня оставалось времени, чтобы заработать 8-9 тысяч сомов. Я одна с ребенком, и очень тяжело устроиться на работу с полным рабочим графиком. Несколько раз работодатели мне отказывали, узнав, что у меня маленький ребенок и что я воспитываю ее одна», – рассказывает Акмарал.

Позже она устроилась в один из институтов Национальной академии наук с зарплатой в 8 тыс. сомов – там Акмарал предложили гибкий график. Помимо этого, девушка брала заказы на переводы, работу с текстами и исследования. Так ее доходы увеличились до 25 тысяч. 

«[Мой бывший муж] сказал, что не будет финансово помогать нам. Хотя он приезжал к нам и признал ребенка как своего. Моя большая ошибка была в том, что я записала ребенка на его фамилию и дала его отчество, потому что потом мы поругались и он уехал в другую страну», – объясняет Акмарал.

Поскольку отец ребенка находился за границей, девушка не смогла подать на алименты. Хотя семья нуждалась в деньгах – дочка Акмарал пошла в частный детский сад с оплатой в 15 тысяч сомов в месяц, в государственный отдать ее не получилось из-за большой очереди. 

В итоге Акмарал получила грант на обучение в одной из европейских стран. Но отец ребенка, сам живя за границей, отказался давать разрешение на вывоз дочери из Кыргызстана. Девушке пришлось через суд лишить бывшего мужа родительских прав, чтобы уехать на обучение вместе с дочерью.

Как обстоят дела с алиментами?

В Кыргызстане ежегодно на четыре заключенных брака приходится один развод. В большинстве случаев дети после развода остаются жить с матерью или ее родственниками. Когда родители не могут прийти к соглашению о размере алиментов, то суд назначает сумму выплат, исходя из официального заработка родителя. 

При этом минимальная сумма алиментов не должна быть менее одной минимальной заработной платы (2337 сомов) на одного ребенка, полутора минимальных зарплат – на двух детей и двух минимальных зарплат – на трех и более детей. Это требование закреплено в Семейном Кодексе.

По данным Cabar.Asia, в 2020 году в 92% случаев алименты в Кыргызстане не платили отцы, и только в 8% случаев – матери.

В 2021 году в Уголовном кодексе появилось наказание за уклонение родителей от содержания детей. Теперь за неуплату алиментов им грозит штраф от 20 до 50 тыс. сомов либо общественные или исправительные работы.

Нуркыз рассказывает, что в первые годы после развода супруг и его родственники практически не поддерживали детей финансово: «Те втихаря после школы ездили к отцу и бабушке. Деньги они у них просили – иногда давали по 50-200 сомов. Старшей дочери – сейчас она студентка – за весь учебный год дали около 70 тыс. сомов. Младших изредка забирают и одевают».

Она стала добиваться алиментов у бывшего супруга через суд. «Он вынес решение, что муж ежемесячно должен выплачивать нам по 3000 сомов за троих детей! Муж был очень зол и пригрозил мне, что если я не откажусь от алиментов, то он отберет у нас дом, так как участок [на котором он стоит] мы приобрели, когда были еще в браке», – рассказывает женщина. Под таким давлением Нуркыз отказалась от своих требований.

Акмарал объясняет, что и положенных по закону алиментов для содержания ребенка совсем недостаточно. «Надо понимать, что расходы ребенка – это не только питание и игрушки. Это еще качественное дошкольное образование, развивающие кружки, потом – хорошая школа и курсы, и, наконец, поступление в университет», – говорит девушка.

Но одной лишь уплатой алиментов обязанности отца не исчерпываются, настаивает она: «Он должен принимать участие в воспитании ребенка: приходить, готовить ребенку завтрак, кормить, гулять с ним, развивать его – как в других странах родители делят обязанности».