Материал опубликован в разделе «Мнения» – в таких публикациях выражается личное мнение автора. Авторка этой колонки – главная редакторка онлайн-издания «Новые лица» Лейла Саралаева.
Кыргызстан теряет свою независимость под натиском Кремля. К сожалению, это реальность, которую никто не скрывает. Давление на свободу слова, принятие репрессивных законов в отношении НКО, аресты гражданских активистов и журналистов-расследователей, информационная атака на независимых журналистов и руководителей НПО – все это звенья одной цепи. И называются они «меры упреждающего характера».
Минобороны России против кыргызских НПО
Сергей Шойгу, министр обороны России, ведет войну не только с Украиной, но и с НПО стран Центральной Азии. В этом он сам признался 28 февраля на коллегии минобороны РФ.
Шойгу (у которого Пригожин в свое время требовал боеприпасы, но не дождавшись, пошел походом на Москву в июне прошлого года) заявил, что «на фоне эти НПО значительно нарастили свою антироссийскую деятельность с целью снизить военно-техническое, экономическое и культурное сотрудничество государств Центральной Азии с Российской Федерацией».
«Принимаем меры упреждающего характера», – сказал Шойгу, не уточнив, какие именно. Он также не уточнил, что значит «антироссийская деятельность».
В Кыргызстане зарегистрировано более 29 тысяч НПО и общественных организаций. Но за 32 года независимости ни одна из них не имеет в своем уставе «антироссийскую деятельность». Да и Минюст не зарегистрировал бы такую организацию.
Сотни НПО в Кыргызстане 32 года активно работают в секторе здравоохранения, образования, защиты прав человека, гендера, обучения гражданским правам, миростроительства, и практически все тесно работают с госорганами в плане защиты прав детей, людей с инвалидностью и трудовых мигрантов. Что в этой деятельности антироссийского? Может, проблема в том, что Россия несколько десятилетий сама не была заинтересована в работе с кыргызстанцами, и ее влияние в регионе ослабло? И сегодня, когда остро встал вопрос поиска союзников, современное российское руководство использует такую агрессивную риторику?
Казахи своих не бросают. А наши?
Казахстан (хотя бы официально) встал горой за свои НПО. На следующий же день после высказываний Шойгу замглавы казахского МИДа Роман Василенко заявил:
«Поддержка гражданского сектора, поддержка НПО являются важнейшим приоритетом для президента Токаева, для правительства и для соответствующего Министерства культуры и информации, которое отвечает за эту сферу. Поэтому, если я правильно помню, в нашей стране 18 тысяч НПО, они действуют в соответствии с нашим законодательством и являются очень важной частью нашего общества. То есть гражданское общество поддерживается государством Республики Казахстан».
Кыргызские НПО о такой поддержке могут только мечтать. До сих пор ни один высокопоставленный госчиновник Кыргызстана не указал министру обороны России Шойгу, что подобное высказывание – это вмешательство во внутренние дела государства. В то время, как на письмо госсекретаря Блинкена, который попытался защитить кыргызские НПО от принятия репрессивного закона в парламенте, президент Садыр Жапаров написал ответное послание, в котором попросил не вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана.
Возникает вопрос: где равные отношения с зарубежными партнерами? Или у нас теперь односторонняя дипломатия?
Уран или Асман?
Как гром среди ясного неба прозвучало предложение кабинета министров отменить мораторий на разработку урана. Речь идет об урановом месторождении Кызыл-Омпол, которое уже пытались разрабатывать российские инвесторы совместно с нашей компанией. В 2019 году кыргызстанцы выходили на митинги, иссык-кульцы выступили категорически против этой разработки, и президент Сооронбай Жээнбеков остановил проект. Позже группа депутатов добилась принятия моратория на разработку урановых и ториевых месторождений до 2070 года, руководствуясь тем, что современные технологии не позволяют это делать без ущерба окружающей среде и здоровью людей.
Теперь Министерство экономики объясняет свое непопулярное решение в справке-обосновании так:
«Запрет на разработку урановых месторождений усугубил отрицательные последствия международных и национальных кризисных явлений для экономики и развития страны в целом. Эти явления и их последствия невозможно было предвидеть на момент разработки и принятия закона. В частности, законодатель не мог предвидеть наступление негативных экономических последствий пандемии COVID-19, а также введения масштабных финансовых санкций против Российской Федерации, одного из крупнейших торговых партнеров республики».
В документе говорится также, что экономике Кыргызстана крайне необходимы иные источники дохода. Добыча и экспорт урана и тория имеют потенциал стать важными составляющими экономики Кыргызстана.
Более того, сам президент Садыр Жапаров встретился с жителями города Балыкчы, и поставил их в известность, что разрабатывать месторождение будут.
Калия Молдогазиева, эксперт в области экологии и здоровья, кандидат медицинских наук в своем анализе пишет:
«Месторождение Кызыл-Омпол по концентрации урана относится к рядовым урановым месторождениям. Глубина залегания месторождения от 25 метров по одним данным и до 100-400 метров по другим данным. Так что это будет не простой вывоз руды, а разработка. Даже если будут делать добычу титаномагнетита, уран там тоже находится в достаточно высокой концентрации и будет при добыче и транспортировке разноситься с пылью и влиять на окружающую среду и население».
Молдогазиева напоминает, что Иссык-Кульская область – это курортная зона международного значения. Разработка уранового или титаномагнетитового месторождения «явно окажет негативное влияние» на ее имидж и приток туристов, чем лишит прибыли местных жителей, считает она.
Как вы думаете, почему кыргызские власти, которые в июне прошлого года с такой помпой заложили капсулу под город Асман, безропотно соглашаются на разработку урана, который будет всего в 90 км от их детища? Неужто они не понимают, что ни один грамотный инвестор не вложится в строительство города, соседствующего с опасным для здоровья людей месторождением?
Так что же заставляет нашу власть идти на непопулярные меры, которые приведут к недовольству населения, появлению внутреннего конфликта и ставят под угрозу экологическую ситуацию во всем курортном регионе и здоровье всей нации?
Кому нужен уран в первую очередь? России, как ядерной державе. Что может обещать Россия взамен? Гарантию сохранения власти.
Назад в СССР или Российскую империю?
После неожиданного решения разрабатывать урановое месторождение, создалось впечатление, что современное кыргызское руководство не в состоянии отстоять независимость нашей страны. Или этого нет в их приоритете?
С главной задачей – бетонированием собственной власти – два друга справились блестяще. Двум друзьям удалось совместить методы диктатуры страха и диктатуры обмана, чтобы нейтрализовать все силы, которые могли составить им конкуренцию. Массовые посадки гражданских активистов осенью 2022 года, привели к нейтрализации идейных врагов. Уничтожение крупного бизнеса и ОПГ в 2023 году нейтрализовало тех, кто в будущем мог бы конкурировать с Жапаровым и Ташиевым за власть. Массовые аресты журналистов в январе 2024 года нейтрализовали независимые СМИ и журналистов и существенно уменьшили критику власти. Ну а фабрика троллей и госпропаганда сделали свое дело по оболваниванию простых граждан и создали видимость, что нынешняя власть активна, как ни одна за 30 лет независимости.
И все-таки страх потерять власть остался. Поэтому двум друзьям нужна железобетонная гарантия, что они останутся у руля Кыргызстана на долгие годы. Именно поэтому они соглашаются на «меры упреждающего характера», и позволяют продавливать в парламенте репрессивные законы о СМИ и НКО, на 90% списанные с российских, преследуют гражданских активистов и дают волю «рупору Кремля» «Спутнику», провластной «Вечерке» и многочисленным телеграм-каналам клеветать на правозащитников, гражданских активистов и независимых журналистов. Ежедневно на кыргызстанцев выливаются тонны лжи и пропаганды, чтобы заткнуть любого, кто будет хоть что-то говорить против разработки урановых месторождений.
«У меня все большее ощущение, что я живу в пределах Российской Федерации, потому что тенденции очень похожие. Те же законы, те же методы борьбы с инакомыслящими. Иногда я шутя говорю, что наверно в ГКНБ есть большой отдел ФСБ – именно они и отрабатывают методы по подавлению оппозиции», – призналась Клара Сооронкулова, экс-судья Конституционного суда, а ныне фигурантка Кемпир-Абадского дела.
«Большой Брат» сегодня хочет вернуть в свое лоно независимые государства постсоветского пространства. Для этого пропагандисты взывают к чувству ностальгии старшее поколение. А молодым морочат голову идеализацией жизни при СССР. Но и российская власть понимает, что жизнь в современной России и жизнь при Союзе – это две большие разницы. Хотя бы потому, что СССР был социальным государством с мощной идеологией коммунизма.
Поэтому Дмитрий Медведев, экс-президент и зампред Совбеза России, выступая на Форуме молодежи, заявил, что дважды в одну и ту же воду зайти невозможно – и невозможно возродить Советский Союз в том виде, каким он был.
«Советский Союз был достойным наследником Российской империи. Российская империя создавалась трудом десятков поколений наших предков, веками создавалась вместе с ее интегральными частями – великой Россией, малой Россией и новой Россией. И вот эти части, безусловно, должны вернуться домой», – сказал он.
Сегодня Россия – это не социалистическая страна, живущая интересами простых людей. Современная Россия – это безжалостный капиталистический хищник, который ведет захватническую войну против соседа. И в этой войне российское руководство не жалеет даже собственных граждан, не то что всех остальных.
И говоря об «интегральных частях великой России», которые, по замыслу Медведева, должны «вернуться домой», они действует самыми разными методами – и кнутом, и пряником.
Но, как показывает реальность, не все независимые государства согласны вернуться в это лоно Российской империи.
Кыргызстан – одно из беднейших государств в регионе, мы отстали от соседей на десятки лет, и не секрет, что мы во многом зависим от России. Нам предстоит много испытаний на пути к настоящей независимости и демократии. Сохранение национального достоинства, здоровья населения и свободы – вот главная задача любой власти. И два друга должны об этом помнить.