В уходящем году два главных человека в Кыргызстане – Садыр Жапаров и Камчыбек Ташиев – доказывали нам, что никакого конфликта между ними нет. Но если оглянуться назад, возникает стойкое ощущение, что президент утонул в тени главы ГКНБ. И это не просто ощущение.
Материал опубликован в разделе «Колонки» – в таких публикациях выражается личное мнение автора
Возьмите любое центральное новостное СМИ Кыргызстана и посчитайте, сколько раз за месяц оно упоминает Садыра Жапарова, а сколько – Камчыбека Ташиева. Вы с удивлением обнаружите, что упоминаний Жапарова больше. И это нормально, ведь он же президент, глава государства. Тогда почему с удивлением? Да потому что Ташиев у нас выступает по любому поводу, и делает это в очень запоминающейся форме. Там, где Жапаров говорит что-то скучное и обтекаемое, его соправитель сыплет яркими простонародными словами, перемешивая их с угрозами. Но впечатление, что Ташиева стало слишком много, возникает не только поэтому.
В правительстве каждый заместитель премьер-министра отвечает за что-то свое. Например, первый зам Касымалиев распределяет деньги, вице-премьер Торобаев занимается энергетикой, транспортом и сельским хозяйством, Байсалов курирует социалку. Ташиев, как и положено главе ГКНБ, отвечает за оборону и безопасность, борьбу с преступностью, границы, тюрьмы, суды и всякую чрезвычайщину.
Но если послушать заявления Ташиева, то покажется, что этому человеку подвластно в Кыргызстане буквально все. Вот он требует от министров приходить на работу в 6 утра и отменяет им отпуска. И они не спорят, хотя это явно не сфера компетенции Ташиева. Вот советует главе Госстроя Жыпаркулову работать по ночам. И тот не возражает, хотя строительство в Кабмине курирует не Ташиев. Вот он отчитывает министра транспорта Текебаева за нечищенную дорогу в аэропорт и за ремонт дороги в Ноокате. И тот тоже смиренно принимает упреки, хотя дороги в круг обязанностей Ташиева не входят.
Кажется, нет такой сферы общественной и личной жизни кыргызстанцев, в которую бы не вторгся этот джалал-абадский барс. Он требует от хозяев рынков снизить аренду торговых мест. Угрожает торговцам за участие в митингах против кассовых аппаратов и натравливает на них налоговую, которая тут же берет под козырек. Давит на Конституционный суд, требуя отозвать разрешение на матчество, и суд послушно отзывает. А парламент тут же меняет закон о Конституционном суде, чтобы он впредь себе подобных вольностей не позволял.
Отношения Ташиева с Жогорку Кенешем вообще особая тема. По всей видимости, депутаты кажутся ему чем-то вроде непослушного стада, которое нужно пасти и направлять.
В разгар столкновений на границе с Таджикистаном, когда депутаты задаются вопросом, почему Погранслужба прозевала начало конфликта, Ташиев приносит в парламент ящики с оружием, после чего спикеру Жогорку Кенеша приходится уйти. Глава ГКНБ великодушно одобряет создание новой депутатской группы. Грозит депутату Тумонбаеву, что уволил бы такого в течение часа. Грубо затыкает рот его коллегам, когда те осмеливаются спросить про подорожание муки. Грозит неприятностями слишком любопытной депутатке Сурабалдиевой. Набрасывается с матами на депутата Бакирова, а когда тот пытается возражать, двое гкнбшников выкидывают его из собственного кабинета. Угрожает сломать руку главе фракции парламента Мадумарову и посадить его в тюрьму, а когда его спрашивают о причинах, простодушно объясняет: «Он меня взбесил». И после этого Мадумарова действительно сажают. А теперь депутаты послушно голосуют за изменение государственного флага, хотя у страны немало дел поважнее и часть общества против – главное, что Ташиев за.
Могущество Ташиева поистине беспредельно, это настоящий персонаж «Марвела». Вот он рекомендует нефтетрейдерам снизить цены на топливо, и те послушно соглашаются. Дарит квартиру матери-одиночке (притом что у самого Ташиева в декларации жилье не указано). Вручает паспорта Кыргызстана отчаявшемуся получить его бишкекчанину, и еще двум русским парням, показывая, что заботится обо всех этнических группах. Оказывает помощь детскому дому творчества в Кара-Балте. Оплачивает больному лейкозом мальчику пересадку костного мозга в Индии. Строит на малой родине в Барпы роддом на деньги неизвестных спонсоров, а в Оше – школу. Строит спорткомплексы, дарит на кок-бору деньги и машину, напутствует боксеров и миксфайтеров, открывает академию футбола «Барселоны». И все это освещают связанные с Ташиевым телеканалы.
А уже если брать непосредственную сферу опеки Камчыбека Ташиева – оборону и безопасность, то тут он и вовсе отец родной. Без референдума перекраивает границы страны, как считает нужным. Снимается в обнимку с новейшими турецкими беспилотниками, как мажор с «Гелендвагеном». Изливает на ГКНБ невиданный поток всевозможных благ. Не проходит и недели, чтобы в каком-нибудь районе не открыли очередной офис всемогущей спецслужбы, спорткомплекс, базу отдыха или многоквартирный дом для сотрудников. Даже «кустуризация» – легализованный Жапаровым и Ташиевым откуп богатых жуликов от тюрьмы – проходит через счета ГКНБ, которое стало государством в государстве со своей экономикой и социальным обеспечением. Случись что, за Ташиева будет кому вступиться.
На этом фоне Садыр Жапаров, который поначалу тоже комментировал все подряд и нападал на оппонентов, как-то поутих, стушевался и все реже пишет в соцсетях. Кажется, президент уступил внутреннюю политику Кыргызстана своему гиперактивному соправителю, а себе оставил международные визиты – так вела себя покойная английская королева Елизавета II.
Все это, конечно, большая заслуга пиарщиков Камчыбека Ташиева: они хорошо знают путь к сердцу простого кыргызстанца. Вот только зачем Ташиеву такой агрессивный пиар, все больше напоминающий президентскую кампанию? Для сохранения текущих позиций ему это не нужно. Значит, нужно для занятия новых. А выше президента над ним и так уже никого нет.