Завершение года – время не только для подведения итогов, но и для того, чтобы окунуться в захватывающий мир киноновинок, которые могли ускользнуть из вашего поля зрения в суете повседневности. Что может быть лучше, чем сделать это на фоне гирлянд и с тазиком оливье, устроившись поудобнее на диване под пледом?

Вместе с Артуром Казакбаевым соавтором подкаста «13 причин посмотреть» предлагаем вам посмотреть 10 фильмов 2023 года, которые определенно заслуживают вашего внимания.

«Человек-паук: Паутина вселенных», Жуакин Душ Сантуш, Кемп Пауэрс, Джастин Томпсон (США)

Одним из самых ожидаемых анимационных фильмов уходящего года можно смело назвать сиквел «Человека-паука: Через вселенные». В своё время первая часть стала новатором в сфере анимации — новые технологии совмещали 2D и 3D графику и задали тренд на новый анимационный формат. 

Вторая же часть экспериментирует ещё больше и смелее. История о Человеке-пауке обрела масштаб мультивселенных и стала глубже и более интригующей. Единственный минус фильма — это муки в ожидании третьей части. Если вы думаете, что про Человека-паука ничего нового уже не будет, то вы ошибаетесь. Вселенная Майлза Моралеса — это тот свежий глоток, который нужен с постепенным крахом Marvel в этом году. 

«Стражи галактики. Часть 3», Джеймс Ганн (США)

И всё же один фильм от Marvel в этом году смог впечатлить зрителей. Финал горячо любимой многими франшизы превзошел все ожидания зрителей. История команды воинов, которые уже давно стали семьей, трогательно и красочно подошла к своему концу.

Фильм по-прежнему наполнен стильными музыкальными хитами, изощренными боевыми сценами и драматичными фрагментами, над которыми в этой части невозможно не плакать. Джеймс Ганн создал неповторимую химию между героями, каждый из которых имеет свою уникальную харизму, и ушёл из Marvel на самой высокой ноте. 

«Мальчик и птица», Хаяо Миядзаки (Япония)

Ещё один анимационный шедевр. 

Удивительный мир аниме в начале декабря дополнила последняя на сегодня полнометражная картина японского режиссера Хаяо Миядзаки «Мальчик и Птица». Гений японской анимации вернулся к кинематографу после 10-летнего перерыва, и, кажется, впереди будут ещё новые работы.

Фильм «Мальчик и Птица» (его оригинальное название «Как поживаете?») рассказывает историю о Махито, мальчике, переживающем войну и потерю матери. Вместе с отцом, работающим на заводе военного времени, Махито вступает в мистический мир, где сталкивается с разными персонажами и символикой, отражающей войну и потерю. 

Аниме тесно связано с личными темами Миядзаки, такими как потеря матери и поиск надежды в магическом мире. Несмотря на свою серьезность, фильм содержит элементы легкого юмора, харизматичных персонажей и прекрасную музыку, при этом затрагивая философские вопросы о жизни и смерти.

«Барбенгеймер»

Если этим летом вы не надевали в кинотеатр розовый прикид, а потом в течение 10-минутного перерыва не переодевались в агента ФБР, то эти фильмы для вас.

«Барбенгеймер» — именно так в соцсетях прозвали две главные кинопремьеры прошедшего лета, которые вышли в прокат в один день: «Барби» и «Оппенгеймер».  

Фильмы ещё до премьеры стали настолько обсуждаемыми, что вслед за мемами в социальных сетях у «Барбенгеймера» появился даже собственный мерч.

«Барби», Грета Гервиг (США)

«Барби» уже стал самым кассовым фильмом года, и самым кассовым поставленным женщиной фильмом в истории. Успех киноленты — во многом заслуга крупнейшей маркетинговой компании, но если бы фильм не был так хорош, никто бы на него и не пошел. 

Грета Гервиг, поставившая ранее «Леди Бёрд» и «Маленьких женщин», продолжает лейтмотив взросления в своих работах. Стереотипная кукла Барби, живущая в идеальном пластиковом Барбилэнде, внезапно задумывается о смерти, а её стопы, сформированные под туфли с каблуками, вдруг становятся плоскими. 

Фильм стал невероятно смешной сатирой на патриархальное общество, и если кто-то этого не понял, значит пора и вам выйти из своего радужного пластикового мира. 

«Оппенгеймер», Кристофер Нолан (США)

«Оппенгеймер» — трёхчасовой фильм-биография о жизни и деятельности ученого Роберта Оппенгеймера, который стал ключевой фигурой в проекте создания американского ядерного оружия во время Второй мировой войны. 

Снял его небезызвестный режиссер фантастических «Интерстеллара», «Начала», «Темного рыцаря», и «Довода» Кристофер Нолан. И что в случае с «Барби», что с «Оппенгеймером» 2023 год показал, что люди готовы идти в кино на имя автора, ведь в каком ещё случае долгий и сложный фильм-биография мог бы набрать миллиард долларов в прокате.

Нолан в мастерской форме исследует мысли и страхи Оппенгеймера, создавая эмоционально насыщенные сцены и стирая границы между добром и злом. Этот фильм как никогда актуален — он отражает всеобщий страх перед ядерной войной. Биографическую киноленту можно смело назвать фильмом года за столь пронизывающий групповой портрет эпохи и анализ личности гения, уничтожившего Хиросиму.

Хотя этот фильм определенно лучше смотреть в кинотеатре, его драматургия легко воспринимается и дома. Но непосредственно в праздник такое лучше не смотреть – хотя, все, конечно, индивидуально.

«Бедные-несчастные», Йоргос Лантимос (Ирландия)

Это эксцентричная интерпретация сюжета «Франкенштейна», представляющая абсурдный мир отношений через призму необычной истории. Фильм рассказывает об ученом, который пытается создать себе идеальную спутницу жизни, используя тело утонувшей девушки и мозг ребёнка. 

Завершая уходящий год, фильм может заинтересовать тех, кто ценит нестандартные подходы к исследованию отношений. Бонусом, визуальное великолепие: достойные похвалы костюмы героев и выдающаяся игра Эммы Стоун.

«Прошлые жизни», Селин Сон (США)

Селин Сон, снимая практически свою биографию, выдала впечатляющий дебют, где история писательницы-мигрантки Норы меланхолично рассказывает о тоске по родной Корее и несбывшихся жизненных путях.

Этот фильм нельзя назвать трагедией или душераздирающей драмой — это нежное полотно жизни азиатки в Канаде, а затем в США. Улетев в детстве из родной страны, она оставила там свою первую любовь — Хэ Сона. Спустя много лет ей предстоит встретиться с ним — и одновременно с той жизнью, которой у неё уже никогда не будет.

«Убийцы цветочной луны», Мартин Скорсезе (США)

Новый фильм Мартина Скорсезе — это монументальное исследование несправедливости и жестокости американского прошлого. Речь идет о 1920-ых, когда в округе Осейдж, где находится крупная резервация индейцев, разбогатевших на нефти, один за другим убивают коренных жителей. 

Фильм показывает нам происходящее глазами самих убийц, которых играют неподражаемые Леонардо ДиКаприо и Роберт Де Ниро. Олицетворением страданий индейского народа становится жена главного героя Молли Кайл (Лили Голдстоун). Наблюдая за происходящим, трудно не уйти в размышления о банальности зла и болезненной исторической несправедливости. 

«Бакыт»/«Счастье», Аскар Узабаев (Казахстан)

«Бакыт» — это выдающийся казахстанский фильм, рассказывающий о проблеме домашнего насилия. Фильм режиссера Аскара Узабаева, продюсерки Баян Максаткызы и сценаристки Асем Жапишевой взял приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале. 

Сценарий ленты основан на реальных историях казахстанских женщин. Сюжет фильма разворачивается в наши дни в маленьком городке на побережье и рассказывает историю долгого и унизительного цикла семейного насилия. Устав терпеть годы издевательств со стороны мужа, женщина решает дать отпор.

Муж, жена и их взрослая дочь — три центральных персонажа, показывают все страдания и тяжесть домашнего насилия, жизненную трагедию пострадавшей, превращенной в исполнителя мести.

«Черный двор», Диас Бертис (Казахстан, Кыргызстан)

Из сериалов мы не могли не выделить криминальный «Чёрный двор». Пока чрезвычайной популярностью пользуется российский сериал «Слово пацана», на наших районах в 90-ые происходили не менее чудовищные события. Актёр, сценарист и продюсер Ростислав Ященко стал автором идеи сериала — в основе сюжета его личная история. 

Четверо 16-летних друзей под впечатлением от гангстерских сериалов решаются взяться за крупное преступное дело, не ожидая при этом тех страшных последствий, которые их настигнут.