Есть разные версии, почему властям Кыргызстана именно сейчас понадобилось менять флаг. Одни считают, что «злые колючки» вместо волнистых лучей больше подходят авторитарному режиму. Другие – что флаг отвлекает внимание от чего-то более важного. Но самое очевидное объяснение состоит в другом. Редизайн флага, в котором путаются сами чиновники – это демонстрация, что Садыр Жапаров с Камчыбеком Ташиевым могут делать со страной что угодно, не слушая никого и запугивая несогласных.
Материал опубликован в разделе «Мнения» – в таких публикациях выражается личное мнение автора
«В обществе активно озвучивали мнение, что наш флаг похож на подсолнух», – говорил в октябре президент Садыр Жапаров, поддерживая законопроект о новом флаге. По его словам, с подсолнухом флаг сравнивали иностранцы, и лучше изменить его, чтобы меньше зависеть от заграницы. На самом деле, до осени тему флага никто в Кыргызстане активно не «озвучивал», а его смена оказалась для общества полной неожиданностью.
Формально законопроект о новом флаге вынесли на общественное обсуждение спикер Жогорку Кенеша Нурланбек Шакиев и депутат Улан Примов. Но обсуждения не было даже в парламенте, когда закон принимали во втором и третьем чтении, а критические комментарии под постом Шакиева в Facebook скрыли. Потом на Курултае Садыр Жапаров признался, что изменить флаг предложил Шакиеву он. Потому что когда-то давно авторитетный жезде сказал ему: түндүк из трех чамгараков неправильный, такой ставили на поминках.
Зачем Жапарову с Ташиевым понадобилась эта странная и дорогая затея, можно только гадать. Кто-то предполагает, что так власти хотели отвлечь народ от чего-то более важного. Кто-то говорит, что президент попал под влияние неких «эзотерических мракобесов», которые когда-то надоумили власть зарыть мумию, а теперь – изменить флаг.
Но все намного проще, считает депутат Дастан Бекешев. «Мы всегда ищем какие-то теории заговора, но у нас политика устроена как дважды два. Нужен закон против СМИ – . Сказал что-то не так – сел в тюрьму. У нас никто не будет придумывать сложные стратегии», – сказал Бекешев «Клоопу».
«Жапаров сменил флаг без референдума или долгих обсуждений с обществом, потому что может, – считает эксперт по Центральной Азии из Carnegie Endowment Темур Умаров. – Такая быстрая и беспроблемная смена главного символа Кыргызстана – признак того, как успешно Жапаров консолидировал власть в стране, в которой совсем недавно уровень динамичности во внутренней политике зашкаливал по меркам Центральной Азии».
Об этом же говорят авторы левого издания «Кыргсоц». Решение о смене флага они ставят в один ряд с запретами митингов, ограничением базовых гражданских прав, развитием законов «О СМИ» и «Об НКО», наспех слизанных с российского деспотического закона «Об иноагентах». Это «самое провокационное и наплевательское пренебрежение к мнению народа, решение, символизирующее отчуждение элит от реальных нужд общества, которое каждый день живет под этим флагом», – пишут они.
Это похоже на правду, потому что на критиков нового флага началось какое-то уж совсем неадекватное давление. Двукратному чемпиону мира по борьбе Жоламану Шаршенбекову угрожал лично глава ГКНБ. Блогера Мирлана Маратбека Уулу задерживала целая бригада сотрудников Иссык-Атинского ГКНБ и милиции Канта. «Если с тобой что-нибудь случится, кто будет растить твоих детей?» – цитирует он «Клоопу» их слова. Социал-демократ Алга Кылычов и его сторонники утверждают, что его вызывали на «беседу» в ГКНБ, где ругались, применяли силу, угрожали тюрьмой и физической расправой. Активиста Афтандила Жоробекова, который хотел провести митинг за старый флаг, закрыли на два месяца в СИЗО.
У Жапарова с Ташиевым теперь столько власти, что они могли бы навязать стране что угодно. Например, запретить говядину и горные лыжи. Заставить пассажиров петь в автобусах. Посадить каждого сто двадцать пятого, а потом сказать, что они все повесились на шнуре от чайника. На этот раз у них, видимо, было хорошее настроение, поэтому они решили, что для демонстрации их всемогущества и безнаказанности достаточно флага. И совсем не важно, сколько на нем теперь лучей, 39 или 40. Сказано «сорок» – значит сорок, а если математика не сходится, в ГКНБ объяснят.
«Я вообще прикалываюсь и говорю: Слава богу, чьи-то трусы не повесили и не сказали: вот вам будет флаг», – иронизирует Дастан Бекешев. Да, а ведь могли бы.