
Нооруз – это древнейший традиционный праздник весны и обновления, который отмечают многие тюркские и иранские народы. Ежегодно его празднуют 21 марта – в день весеннего равноденствия.
В Кыргызстане, как и во многих уголках мира, наступление весны издревле было невероятно ожидаемым событием. Похожие праздники, связанные с оживлением и началом весны, отмечают в России (Масленица и Пасха), Индии (Холи) и в Китае (Чуньцзе).
В каждой стране сохранились свои традиции празднования начала весны. Разбираемся, как появился праздник Нооруз и как его отмечали кыргызы.
В этом «Клоопу» помогли кандидатка философских наук Гулзат Аалиева и философ, исследователь кыргызской истории и грамоты битик Элери Битикчи.
Праздник начала жизни
Точное время появления Нооруза неизвестно – как и события, которые стали ему причиной. В книгах древних персов говорится, что Нооруз был языческим праздником в зороастризме – религии этого народа, господствовавшей на протяжении 14 веков, начиная с VII века до н.э. Зороастрийцы посвящали этот праздник огню, называя тот жизненной силой. Также в этот день древние иранские народы почитали души предков.
Празднование Нооруза у кыргызского народа не имеет прямого отношения к зороастризму или язычеству. Для кыргызов, как и для многих других тюркских и иранских народов, Нооруз символизирует весеннее равноденствие и начало новой жизни.

В переводе с фарси «Нооруз» («Навруз») означает «новый день». Кыргызский поэт Алманбет Мурзабаев толкует это слово как «нур» (луч) и «ууз» (молозиво).
В кыргызской культуре сохранились крылатые фразы, отражающие лиричность этого праздника:
- «Жер-Эненин тоң көөдөнү жибип, таш эмчеги ийиген күн» – «День, когда у Матери-Земли твердое чрево – зябь смягчилась и каменная грудь наполнилась молоком»;
- «Көк-кут (өсүмдүк) көзүн ачкан күн» – «День появления зеленых растений»;
- «Жер бетин жакшылык уялаган күн» – «День распространения на земле блаженства».
В древности кыргызы называли приход долгожданной весны после длинных и суровых зимних дней «көктөм», где под словом «көк» понимали дух, духовность, душу, жизнь и оживление.
Таким образом, все эти названия праздника весны – Нооруз, Нур Ууз и Көктөм – идентичны и означают «первые лучи солнца», «начало жизни» и «начало нового года». В древности кыргызы с нетерпением ждали появления первых зеленых побегов травы, которое символизировало наступление нового года на Земле. После долгих зимних холодов приходили солнечные и теплые дни, придавая новый смысл жизни людей. Они возлагали на них свои надежды на будущий урожай и приплод домашних животных.
Для кыргызов Нооруз – один из четырех праздников изменения климатического цикла (весна, лето, осень, зима) на земном шаре:
- Көктөм, или Нооруз – 21 марта, день ;
- Кут майрам – 21 июня, день летнего солнцестояния;
- Умай эне майрамы – 21 сентября, осеннее равноденствие;
- Кыдыр ата майрамы – 21 декабря, день зимнего солнцестояния.
В фольклорных произведениях кыргызов Умай эне и Кыдыр ата – духовные покровители человечества. Умай эне – покровительница жизни, материнства и детства, а Кыдыр ата – покровитель благочестивых людей, источник добра и счастья.

Умай эне и Кыдыр ата – главные персонажи праздника Нооруз. Древние кыргызы верили, что в этот день они благословляют людей и одаривают их позитивной и созидательной энергией.
В Кыргызстане Нооруз впервые официально отметили в 1989 году во . На архивных фотографиях можно увидеть, как во Дворце спорта имени Кожомкула проходил театрализованный концерт, играл оркестр, а акыны и артисты демонстрировали свое искусство.

Ритуалы и обряды праздника Нооруз
Праздник Нооруз у кыргызов богат народными традициями, которые символизируют приход долгожданной весны – символа борьбы за жизнь, победы добра над злом, благополучия, и торжества жизни над смертью. Рождение Нового года сопровождается весельем, скачками, состязаниями, которые воспевают радость земной жизни.
Наиболее древние ритуалы и обряды – приготовление национальных блюд, окуривание жилья дымом арчи, и встреча сакральной ночи.
Ночь «Кадыр түн» или «Ночь святого Кыдыра» встречают на 22 марта. Кыргызы верили, что это время дарит людям счастье и благодать. В эту ночь кыргызы жгли костер и прыгали через него, веря в то, что огонь поможет им очиститься. До самого утра люди пели песни, угощали друг друга национальными блюдами, желали благополучного и плодовитого нового года.
С наступлением нового года кыргызы сжигали ветки сухой арчи (можжевельника), символизирующей вечность существования. Этот обряд называется аластоо.

Арчу могли сжигать на костре, при этом бросая туда кусочки топленого масла, чтобы год был плодородным и сытым, или горстки сахарного песка, чтобы год был сладким и ласковым.
Арчу также жгли на подносе и окуривали ею жилище. При этом важно было произносить добрые заклинания в адрес Творца , медиумов (посредников между Творцом и людьми, духовных покровителей человечества) Кыдыра ата и Умай эне, чтобы они покровительствовали над наступившим годом.
В юрте с левой части порога по часовой стрелке, как солнце, заносили горящую арчу и говорили:
Алас, алас.
Ар балээден калас.
Эски жыл кетти.
Жаңы жыл келди.
Алас, алас.
Айдан-аман.
Жылдан-эсен.
Жакшылыкты Теңир берди,
Жарык күндү кеңир берди.
В Нооруз кыргызы обычно одевались в светлые тона одежды и дарили друг другу подарки.
Какую еду готовили на Нооруз?
С распространением ислама в Азии празднование Нооруза начало подвергаться его влиянию, и важным элементом праздничного стола стало использование священного числа семь. Это выражается в так называемом «хафте» (семь вещей, начинающихся с определенных букв), имеющем различные символические значения в разных странах. У иранцев и таджиков это хафт син (семь «с»), а в кыргызскую культуру праздничный стол на Нооруз пришел под названием «хафт каф» (семь «к»).
Он включал такие блюда:
- Куурдак (жареное рубленое мясо);
- Курут (сухой твердый сыр);
- Куймак (оладьи);
- Каттама (слоеные лепешки);
- Кесме (лапша);
- Калама (тонкие бездрожжевые лепешки);
- Күлчөтай (суп с мясом, картофелем и лапшой).
Хотя символика этих блюд неизвестна, они стали неотъемлемой частью праздничного стола, сохраняя свою традиционную значимость.
Также на Нооруз кыргызы обязательно готовили еще два ритуальных блюда: көжө (похлебка, символ сытости) и сүмөлөк (каша, которая готовится из пророщенных зерен пшеницы и муки, символ борьбы с голодом). В сүмөлөк обычно добавляют небольшие камни для того, чтобы он не подгорел. Считается, что, если вы найдете в своей чашке с лакомством один из этих камней, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Как развлекались на Нооруз?
На этот праздник кыргызы повсеместно устраивали народные гуляния, где участники демонстрировали искусство верховой езды:
- байге – конные забеги;
- улак тартыш или көк-бөрү – командное соревнование всадников по перетягиванию туши козла с доставкой его в условленное место;
- кыз куумай – состязание юноши и девушки на конях, в котором первый должен догнать девушку;
- эңиш – борьба-перетягивание всадников;
- жамбы атуу – стрельба из лука на скаку.

Многие из древних обрядов и обычаев кыргызов сохранились до сих пор. Каждый год во многих городах республики местные власти устраивают концертную программу с выступлениями танцоров, певцов и музыкантов.
По центральной площади Бишкека Ала-Тоо, оформленной в национальном стиле, шествует Умай эне и окуривает собравшихся арчой. Ее сопровождает одетый в войлочный халат кементай Кыдыр ата.

На площади устанавливают традиционные юрты, проходят спортивные состязания, а повара готовят боорсоки и сүмөлөк.
В этом году мэрия Бишкека организовывает мероприятия в честь праздника с 20 по 22 марта. В эти дни на главной площади пройдут выставки, мастер-классы, спортивные игры, а также установят фуд-зоны с национальной едой.