Завершился первый сезон «Больницы Никербокер», сериала от режиссёра Стивена Содерберга, и это было красиво. Красиво и жестко.

Режиссёр Стивен Содерберг в прошлом году неоднократно заявлял, что больше не будет иметь дел с кинематографом. До сих пор он свое слово держал — в последний раз Содерберг помогал Спайку Джонсу с его технологической мелодрамой «Она», а после занимался лишь театром и телевидением.

Началом его карьеры в новом амплуа стали театральная постановка The Library с актрисой Хлоей Моретц и десятисерийный телевизионный проект «Больница Никербокер» для канала Cinemax. И Содерберг, в отличие от своих коллег по цеху Дэвида Финчера, Гильермо Дель Торо и Мартина Скорсезе, каждый из которых так или иначе участвовал в создании разных сериалов, собственноручно снял все десять эпизодов «Ника» (оригинальное название сериала The Knick).

Дэвид Финчер, снявший пока что лучший фильм этого года «Исчезнувшую», помогал в создании политического триллера «Карточный домик» и снял лишь две серии из двадцати шести. Гильермо Дель Торо, мастер сюрреализма, подаривший миру «Лабиринт Фавна», занимался постановкой только пилотного эпизода хоррор-сериала «Штамм». Легендарный Мартин Скорсезе так и вовсе не вернулся к проекту, который был запущен под его началом — «Подпольная империя», закончившаяся в конце октября, обошлась лишь одной серией, срежиссированной метром жанра.

Читать по теме: обзор фильма «Исчезнувшая» и обзор фильма «Она»

Все три проекта так или иначе лишь эксплуатировали ярко-выраженные манеры каждого из постановщиков. «Больница Никербокер» в этом отношении кардинально другого рода проект. Это — площадка для Содерберга, на которой он непрерывно развивался, придерживаясь не собственных тематик, а экспериментов как сюжетных, так и аудиовизуальных.

С одной стороны «Ник» работает совершенно не по тем шаблонам, которых придерживается телевидение ради удержания рейтингов. Здесь нет ничего того, что портит сериалы — никаких клифхенгеров, никаких нарочито растянутых сюжетных линий, никакой скупости на персонажей. Каждый эпизод «Больницы Никербокер» самостоятелен и смотрится как небольшое кино.

The-Knick-credit-Mary-Cybulski-Cinemax

Конечно, «Ник» не абсолютно бескорыстен. Кого-то привлечет участие Клайва Оуэна в главной роли, фанаты фильма «Драйв» (и не только они) безусловно оценят потрясающий саундтрек от Клиффа Мартинеса, да и само имя Содерберга, несмотря на всю оригинальность проекта, подталкивает. Так работает индустрия и благодаря этому «Ник» получился таким, какой он есть.

Получился помпезным сериалом потрясающей красоты в аутентичных декорациях и с детальными костюмами. Каждый видеоарт-эксперимент Содерберга, от кровавых и пугающих сцен с хирургическими операциями до седьмой серии целиком (которая, возможно, является вершиной телевизионной деятельности на сегодняшний день), требует немыслимых ресурсов, и это видно.

Любой стимпанк (или киберпанк) проект, в принципе, дело недешевое. «Больница Никербокер» повествует об эпохе зарождающейся современной медицины — эпохе грязи, расизма, катастрофической смертности и повальных эпидемий. Сериал начинается жестко — кокаин, суицид, денежные долги и дешевые проститутки. Кажется, сами медицинские проблемы доктора Джона Теккери из больницы Никербокер, город Нью-Йорк, с развитием сюжетной линии становятся декорациями для суровой нуарной истории. Отсутствие резиновых перчаток, антибиотиков и наличие лишь первых прототипов рентгеновского аппарата толкают сцены к трагическому исходу.

Таков и посыл финальных серий этого пиршества — то, что было плохим, хорошим стать не может. Замена кокаина героином и одного должника другим, подмена недоверия разочарованием и ревности плотским удовольствием в совокупности и составляют всю развязку сериала.

o-THE-KNICK-facebook

Кажется, это новый тренд, делать серьезные вещи и на телевидении, который целиком задает один-единственный телеканал. HBO, владеющий каналом Cinemax, в начале года сделал возможным показ «Настоящего детектива», главного пост-модернистского произведения десятилетия, а летом дал старт этой самой «Больнице Никербокер». Благодаря HBO 9 ноября стартует третий сезон «Новостей», сериала с самыми искрометными диалогами и историей на ТВ (все потому, что сценаристом выступает Аарон Соркин, писавший, например, сценарий «Социальной сети» Финчера).

Все три сериала — авторские проекты, двигающие индустрию вперед. Да, это не забитый арт-хаус с третьесортными актерами, а сериалы, в которых играют Мэттью Макконахи, Вуди Харельсон и Джэфф Дэниэлс, но и кинематограф меняют не Ксавье Долан или Джонатан Глейзер (фигуры, впрочем, не самые безвестные). Это факт — главным трендсеттер в киноиндустрии на сегодня является Marvel Studios.

А то, что телевидение в последние годы сильнее всего меняет именно HBO тоже, наверно, факт — единственное, что будет вызывать споры, это вопрос, кто лучше: «Настоящий детектив» или «Ник».

Первый сезон сериала «Больница Никербокер» режиссёра Стивена Содерберга с Клайвом Оуэном в главной роли шел с 8 августа по 17 октября.