В «Ней» есть всё лучшее, что может быть в футуристическом фильме без кибер-панка: разговоры о людях, ретро-интерфейсы и пряничный антураж.



Премьера (мир): 12 октября 2013
Премьера (СНГ): 27 февраля 2014
Режиссер: Спайк Джонс
В ролях: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс, Руни Мара
Жанр: фантастическая мелодрама

«Она» — не самый громкий и не самый резонансный фильм прошлого года, не лидер по числу оскаровских номинаций или премий, не сверхкассовый феномен, не эпохальное творение и не живая классика. Между тем не влюбиться в мир, в персонажей и в отношения киноистории, написанной Спайком Джонсом — первый сценарный дебют американского режиссера — то же, что и не проникнуться прошлогодними нечеловеческими страданиями проданного в рабство Чиветела Эджиофора или не помахать рукой исчезающему в звездной пучине Джорджу Клуни.

Предсказания развития далекого будущего начинают исчерпывать себя. Впечатляющая часть того грандиозного, предсказанного и фантастами «Большой тройки», и многочисленными сценаристами и постановщиками, начинает сбываться. Сегодня вдаваться в описание 2112 года на Земле нерезонно — гораздо интереснее сделать рассказ о конфликте реального Сэма Рокуэлла и виртуального Кевина Спэйси на одиноком лунном горнодобывающем комплексе (см. «Луна 2112»).

11959048615_5d6ac8eb1c_o

Вот и «Она» не экспериментирует с футуроархитектурой, футурогаджетами и футуромодой. Неопределенное будущее ленты — скорее всего недалекое, так как колоссальных различий между миром «Её» и сегодняшним не слишком много и большинство из них условно — одевает людей в удобные брюки с завышенной талией, в разноцветные рубашки без воротника, придает самостоятельным операционным системам налет стилистики давних интерфейсов и по полному окружает людей комфортом.

В таких декорациях и влюбляется меланхоличный писатель-неудачник Теодор в исполнении некогда кровожадного (см. «Гладиатор») Хоакина Феникса. Уютную квартиру с потрясающим видом на Лос-Анджелес будущего он оплачивает написанием трогательных поздравительных и личных писем.

Разведенный и коротающий время за играми — которые притворяются технологичными, но имеют сегодняшние аналоги под управлением Kinect — он вспоминает былые времена без сверхразумных операционок и с консервативными рубашками в окружении Руни Мары, исполняющей более успешную писательницу и бывшую жену Теодора.

11959337423_b5e0f16730_o

Синопсис дальнейших событий больше знаком — появляется та самая OS 1, говорящая голосом Скарлетт Йоханссон и влюбляющая в себя потерянного меланхолика.

Аль Пачино больше десяти лет назад запал на виртуальную Симону и начал играть дешевые спектакли, но «Она» придает искусственному интеллекту более романтичный и магический облик, чем, например, Кубрик с Кларком Халу-9000 или Азимов своим роботам.

11959047375_81dba7ba67_o

«Она» демонстрирует то, что постепенно проникает в нашу жизнь — реальную возможность влюбляться в человека из-за часовых переписок или ночных телефонных разговоров. По сути, большинство ключевых
технологий картины имеет доступные первоисточники в Сети и на данный момент.

Всепоглощающая любовь между человеком и компьютером, к которой с пониманием относятся в «Ней» — та единственная тяжелая для восприятия деталь. Джонс смог рассказать противоестественную вещь с того ракурса, что позволяет постепенно вникать в эту нетривиальную ситуацию.

У персонажей Феникса и Йоханссон есть всё — желание достичь взаимопонимания, споры, общие знакомые. Но если рассудительная операционная система мучается очевидным фактом — отсутствием тела, то Теодор отказывается понимать вольность и многоликость искренней любви виртуального собеседника.

***

У «Неё» было в запасе всё, чтобы стать проходной мелодрамой — звездный каст, немалый бюджет, главный герой-неудачник и самая желанная операционная система на свете (это из-за Скарлетт, так что смотреть кино приятнее в оригинале). Всё, кроме педантично выстроенного сеттинга и рассказчика в лице абсурдиста Спайка Джонса.

11959877096_faa3bcf635_o

Но, в конце концов, «Она» — не полностью о будущем, отчего на первый план выходит великолепная история. Джонс задает вопросы под удивительно подходящий саундтрек от Arcade Fire (который в принципе
пропустить настолько же непростительно, насколько и сам фильм) и в образцово-умном кино о любви ставит перед фактом — а каковы у нас отношения с любимыми и смартфоном?