Кинокритик Азамат Омуралиев оказался несогласным со списком лучших фильмов 2015 года по версии Kloop.kg. В отдельной колонке он решил объяснить причины своего недовольства.

В прошлом году, когда мы сводили список лучших фильмов-2014, «Отрочество» оказалось на первом месте с большим отрывом. Как и «Безумный Макс» в этом году.

Читать по теме: Топ лучших фильмов 2015 года

Наш топ лучших фильмов 2015 года, составленный на основе мнений кинодеятелей кыргызской индустрии и зарубежных критиков, возглавлен блокбастером-возрождением от Джорджа Миллера.

И «Безумный Макс» по количеству полученных баллов (мы считали по определенной системе) ушел далеко вперед от пиксаровской «Головоломки». Но по совсем другой причине, нежели прошлогоднее «Отрочество».

«Отрочество» получило такое количество баллов, потому что оно чаще всего оказывалось на первом месте, пусть и не фигурировало в каждом топе.

«Безумный Макс» же, наоборот, мало у кого вошел даже в тройку, но присутствовал практически в каждом списке (если быть точнее, в 16 из 20).

И этим фактом можно очень доходчиво охарактеризовать прошедший год.

2015 год оказался богатым на рекордные блокбастеры («Мир Юрского периода» и вторые «Мстители»), грандиозные камбэки (тот же «Макс» или новые «Звездные войны»), годное фестивальное кино («Ида» и «Лобстер»), актерские бенефисы («Кэрол» и «Молодость»), хорошие русские картины («Левиафан» и «Страна ОЗ») и достойные кыргызские проекты («Небесное кочевье» и «Сейде»).

Но был ли в 2015 году хоть один фильм, который был в состоянии выбиться за пределы этих вот жанровых определений, покорить одновременно и критиков, и общественность, собрать неплохую кассу и прокатиться на паре фестивалей?

В 2014 подобное получилось у, например, «Отрочества», «Отеля “Гранд Будапешт”» и «Нимфоманки». Помимо этого, в том году вышли главный голливудский фильм декады «Исчезнувшая», сногсшибательно красивая «Она», которую в пору заносить в учебники истории как кино, так и моды, и с десяток других не менее стоящих картин.

В прошлом году совершить подобное пытались «Бердмэн», «Игра в имитацию» и «Охотник на лис». По тому, насколько успешно картины со своей задачей справились, можно судить хотя бы по вышеназванному топу.

Посмотрите на него еще раз: на первом месте зрелищный блокбастер, на втором душещипательный мультфильм, на третьем пародийный суперагентский фильм, на пятом «комедия» о выращивании картошки на чужой планете, и далее по списку.

Естественно, я не ставлю под вопрос качество «Головоломки» или «Марсианина». Лично мне понравился каждый фильм из нашего топа (за исключением «Кингсмана», с которым у меня очень тяжелые отношения), но является ли он правильным? Я так не считаю.

С другой стороны, список поразительно показателен, и сам по себе стоит больше всех только что сказанных мною слов. 2015 оказался годом фильмов на любой вкус, но, к сожалению, в то же время оказался годом без великого кино.

Единственным исключением, на мой взгляд, оказался «Шпионский мост» Стивена Спилберга – это настоящее и гениальное кино в самом презентабельном виде. Но и на звание «Фильма года» оно ни разу не претендует, оставаясь в сердце совершенно простой картиной.

Это не причина для тревоги — в итоговом топе мы объяснили, что в 2015 году победило большое голливудское кино, и это отлично. Голливуд прогрессирует, осмысливая и подламывая под себя простор новых технологий.

Но будет ли кто-нибудь вспоминать прошедший год, пересматривая и приводя в пример любой из вышеперечисленных фильмов — тот еще вопрос.