Редакция Kloop.kg попросила деятелей местной киноиндустрии поделиться списками лучших, по их мнению, фильмов 2015 года. В получившемся итоговом топе нашлось место как блокбастерам вроде «Безумного Макса» или новых «Звездных войн», так и авторским фильмам вроде «Молодости» и «Лобстера».

Как и в прошлом году, мы решили подвести итоги с помощью деятелей кыргызской киноиндустрии. Своими списками лучших фильмов 2015 года поделились режиссер Чингиз Нарынов, кинокритики Максат Доолетов и Гульбара Толомушева, сценаристка Гульжан Токтогулова, пресс-секретарь студии «Айтыш Фильм» Чолпон Идрисова, критическая группа «СоКино», а также шеф-редактор журнала «Бишкекчанка» Алима Токмергенова и редакторы Kloop.kg Азамат Омуралиев, Улугбек Акишев и Адилет Макенов.

Также конечный топ мы дополнили ровно тем же количеством зарубежных списков: мы учли итоги агрегаторов оценок Metacritic и «Критиканство», пользовательских сайтов «Кинопоиск» и IMBD, изданий GQ, Sight&Sound и критиков Антона Долина («Афиша»), Андрея Плахина («Коммерсант»), Олега Зинцова («Ведомости») и Василия Корецкого (Colta).

Screen-Shot-2016-01-14-at-21.58.25

В итоговом списке не учитывались фильмы, которые и не прокатывались в Кыргызстане, и не были доступны в Сети на момент написания материала (будем реалистами, без торрентов и пиратских онлайн-кинотеатров в наших условиях не выжить).

Итоговую таблицу можно посмотреть по ссылке.

Комментарии ко всем фильмам написаны кинокритиком Kloop.kg Азаматом Омуралиевым.

15 место: «Дикая»

21-1068x638

Фильм «Дикая» Жан-Марка Валле с Риз Уизерспун в главной роли не смог повторить судьбу предыдущей картины режиссера «Далласский клуб покупателей» и собрать пачку главных кинопремий планеты. Что, впрочем, не признак для переживаний или предвзятости — просто «Дикая» это гораздо менее претенциозный фильм, что приходится ему совсем не во вред.

Читать по теме: обзор фильма «Дикая»

14 место: «Ида»

IMG_00722

Польскую «Иду» с русским «Левиафаном» связывает много ситуационных обстоятельств. Обе картины выдвигали на «Оскар» и ругали на родине, но по сути и содержанию это совершенно разные фильмы. «Ида» — трогательная личная драма, оглядывающаяся в прошлое и веющая страхом военных времен. И выигравшая тот самый «Оскар» за лучший иностранный фильм не просто так.

Читать по теме: обзор фильма «Ида»

13 место: «Агенты А.Н.К.Л»

the_man_from_u_n_c_l_e__2015-1366x768-1068x600

2015 год ознаменовался ренессансом суперагентских фильмов: вышли новый фильм о Джеймс Бонде, следующая часть «Миссии невыполнима», комедийный «Шпион» и пародийный «Kingsman». Но именно «Агенты А.Н.К.Л» в прошлом году не мусолили приевшуюся тему и не шутили на ее повод, а взяли все лучшее от каждого из представителей этого специфичного жанра и показали в новом формате. На выходе получился самый стильный фильм года.

Читать по теме: обзор фильма «Агенты А.Н.К.Л»

12 место: «Звездные войны: Пробуждение силы»

Star-Wars-The-Force-Awakens-Featured-1068x535

Наверно, самый ожидаемый фильм года «Звездные войны: Пробуждение силы» до последнего оставался еще и нечеловечески таинственным проектом. До премьеры не было известно решительно ничего о сюжете и амбициях картины, но в итоге режиссер Джей Джей Абрамс не подкачал и сделал зрелищный фильм, достойный своего великого наследия.

Читать по теме: обзор фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

11 место: «Иррациональный человек»

45-Irrational-Man_1

Удивительный Вуди Аллен, который продолжает ежегодно радовать зрителей своими картинами, после довольно неудачной «Магии лунного света» решил вместо любовной аферы разыграть Достоевского с современными персонажами. Насколько достойной адаптацией «Преступления и наказания» получился «Иррациональный человек» — предмет тяжелых споров, но это не отменяет того факта, что получилась колкая и очень едкая комедия-сатира, сочетающая легкость повествования со значительным содержанием.

10 место: «Левиафан»

large_d660ac41d4

«Левиафан» — нечто большее, чем просто отличный триллер с поразительной работой актеров, оператора и звукорежиссера. У режиссера Андрея Звягинцева получилось настолько злободневное политическое высказывание, что против него в начале года выступила половина российской общественности во главе с министром культуры РФ Владимиром Мединским. Пусть никого этот факт, впрочем, не отталкивает — сюжетные линии с критикой российской действительности в «Левиафане» сокрыты настолько умело, что ни в какой излишней документальности его не упрекнуть.

Читать по теме: обзор фильма «Левиафан»

9 место: «Лобстер»

thelobster-xlarge-1068x602

По диковинности сюжета с «Лобстером» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса в прошлом году мог потягаться, наверно, лишь бельгийский «Новейший завет». Но на завязке странности фильма не заканчиваются — этот абсурдистский парад уродцев рисует параллельную реальность, которая удивительно созвучна с нашей действительностью. И стоит лишь принять всю необычность картины, как этот громкий авторский голос компенсирует любую из причуд «Лобстера».

Читать по теме: обзор фильма «Лобстер»

8 место: «Кэрол»

(L-R) KYLE CHANDLER and CATE BLANCHETT star in CAROL
(L-R) KYLE CHANDLER and CATE BLANCHETT star in CAROL

Американская версия «Жизни Адель», выведенная в эпоху «Безумцев» с самой сильной женской актерской игрой года — всё это и есть «Кэрол». Кино в 2015 году оказалось богатым на фильмы о толерантности: помимо этой самой «Кэрол» вышли «Сельма» о Мартине Лютере Кинге, отчетливо перекликающаяся с мировой повесткой дня, и «Девушка из Дании», констатирующая амбивалентную природу гендера. Но именно фильм с Руни Марой и Кэйт Бланшетт оказался не только мощным высказыванием, но и прекрасной картиной.

7 место: «Молодость»

youth-cannes-film-festival-4

Фильм «Молодость» главного итальянского режиссера современности Паоло Соррентино продолжает гнуть линию реминисценций в сторону фильмографии великого Феллини. Если предыдущая картина Соррентино «Великая красота» недвусмысленно отсылала к «Сладкой жизни», то в «Молодости» слышутся отголоски «8 с половиной». Но впервые в карьере режиссера преклонение перед наследием итальянского кинематографа ушло на второй план, а первый заняли великолепная актерская игра, потрясающая эстетика и безукоризненная работа со звуком.

Читать по теме: обзор фильма «Молодость»

6 место: «Шпионский мост»

960-3

Стивен Спилберг, от которого никто, кажется, уже ничего и не ждал, решил в 2015 году в очередной раз утвердиться в статусе гения и режиссера с большой буквы. «Шпионский мост» — это простой фильм, лишенный всякой напыщенности, но работающий по каким-то архаическим устоям, которые в итоге привели к главному сюрпризу года. Четкая структура, солидная актерская игра и идеальное поддержание антуража — великому кино, оказывается, не так много и нужно.

5 место: «Марсианин»

martian-gallery3-gallery-image-1068x575

Мало кто мог предвидеть, что лучший научно-фантастический фильм года снимет Ридли Скотт, на протяжении последних десяти лет снимавший самые неоднозначные картины в Голливуде. Но «Марсианин» оказался одновременно захватывающим, смешным и вдохновляющим: и понравился, кажется, всем, кроме самых рьяных фанатов первоисточника.

Читать по теме: обзор фильма «Марсианин»

4 место: «Бердмэн»

Michael Keaton as “Riggan” in BIRDMAN. Photo by Atsushi Nishijima. Copyright © 2014 Twentieth Century Fox.
Michael Keaton as “Riggan” in BIRDMAN. Photo by Atsushi Nishijima. Copyright © 2014 Twentieth Century Fox.

«Бердмэн» в 2015 году получил целую охапку «Оскаров» — за режиссуру, операторскую работу, сценарий и, наконец, как лучший фильм. И награды эти были присуждены не на пустом месте: у Иньярриту получилось снять совершенно уникальный фильм, непохожий ни на что другое в прошлом году по всем параметрам, начиная монтажем без склеек и заканчивая построенным на личности Майкла Китона сюжетом.

Читать по теме: обзор фильма «Бердмэн»

3 место: «Kingsman: Секретная служба»

kingsman-the-secret-service-KSS_JB_D69_06371_rgb.0

Буду честен: я очень долго пытался придумать, как именно объяснить третье место у «Кингсмана». Это модное суперагентское кино с зашкаливающей концентрацией сатиры и юмора, выдавшее самую запоминающуюся сцену в кино 2015 года. Но третье место?

С «Кингсманом» штука в том, что смотреть на него стоит шире. И так со всей финальной тройкой этого топа.

Эта суперагентская пародия работает в кардинально другой плоскости, нежели «Шпион», «Остин Пауэрс» или «Агент Джонни Инглиш». Прошлогодний «Кингсман» не просто высмеивает чрезвычайно пафосную плеяду блокбастеров во главе с фильмами о Джеймсе Бонде: он аккумулирует все наследие этого жанра в одной картине и подводит своеобразную черту под долгой шпионской эпохой.

Именно то же, на самом деле, в 2015 году сделал «Спектр», но у «Кингсмана» получилось более доходчиво, массово и открыто.

2 место: «Головоломка»

INSIDE-OUT-8-1940x1092

Студия Pixar, за плечами которой восхитительные «В поисках Немо» и «Рататуй», создала еще один великолепный мультфильм, способный делать всё на свете — смешить, радовать, давить слезу и наводить на размышления. Это не просто одна из самых разнообразных лент в истории студии, но и ультимативное и самобытное кино, способное существовать в отрыве от любого контекста.

В нашем мире, где фильмы, когда-то определившие тектонические сдвиги в киноиндустрии, со временем утрачивают своё величие, выходит «Головоломка», которую будут показывать детям спустя десятилетия — и те новые поколения зрителей ничего не утеряют. Пусть в этом пиксаровском фильме, как и во многих других фильмах студии, очень ловко ухвачен дух времени, но «Головоломке» это и не во вред, и не в пользу. Все его достоинства скрыты в совсем ином.

1 место: «Безумный Макс: Дорога ярости»

0_18c415_831014b4_XXXL

В 2015 году большое и дорогое голливудское кино победило авторские фильмы. «Мстители», «Спектр», «Звездные войны», «Мир Юрского периода» и, наконец, «Безумный Макс» заслуженно и стабильно привлекали к себе невероятное количество внимания в течение всего года.

Это не сигнал для тревоги, а, наоборот, крайне положительный прецедент. В Голливуде научились не просто снимать зрелищные блокбастеры, способные собирать рекордные кассы, а создавать изощренные симбиозы.

Ведь новые «Мстители» получились не просто очередным супергеройским боевиком, а еще и тонким фильмом с религиозным подтекстом, «Спектр» вместе с «Кингсманом» ознаменовали собой конец целой эпохи, а «Безумный Макс» скрестил зрелищность с мастерством и доказал, что будущее совсем не за спецэффектами.

Не пугайтесь первому месту этого списка. Возрожденный «Безумный Макс» — возможно, не лучший фильм года, но однозначно самый важный. Уже на момент его премьеры было понятно, что к моменту подведения итогов года мало кто о фильме забудет.

Его поразительная зрелищность — это кардинально новый уровень, на который будут равняться спустя годы. Это не просто «Аватар» эпохи 3D, это хичкоковское «Головокружение» эпохи черно-белого кино.

Новый «Безумный Макс» практически придумал новую модель режиссуры, и ничего громче или знаменательнее в 2015 году в киноиндустрии не случилось.

Читать по теме: обзор фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Читать по теме: Колонка кинокритика Kloop.kg о том, почему 2015 год в кино никто не запомнит