«Бёрдмэн» — самое технически интересное событие со времен «Гравитации», одинаково едко относящееся и к блокбастерам по мотивам комиксов, и к театральным постановкам на Бродвее. Спектакль стареющего скомороха, безболезненно переплетающийся с настоящими биографиями и культурной повесткой дня — безусловно, достойный «оскаровский» фаворит.
В Бишкек начали привозить «оскаровских» фаворитов этого года — в течение следующего месяца у нас покажут «Охотника на лис» с лучшей ролью Стива Карелла и «Игру в имитацию» о математике Алане Тьюринге в исполнении Бенедикта Камбэрбетча. На прошлой неделе же стартовала трагикомедия «Бёрдмэн».
В главной роли здесь Майкл Китон, и краткая биографическая справка критически важна для «Бёрдмэна». Китон в 90-х играл Бэтмена в экранизациях Тима Бёртона — коммерчески успешных фильмах о Тёмном рыцаре, благоприятно принятых и критикой. Однако после «Бэтмена» и «Бэтмен возвращается» Китон на долгое время сошел с радаров, став жертвой неудачных эпизодических ролей. В отношении актёра даже не шла проблема прижившегося амплуа — так сложились карты, что удержать славу Китону не удалось.
«Бёрдмэн» — фильм о голливудском актёре Риггане Томпсоне, некогда игравшем в супергеройской франшизе и с тех пор так и не получившего ни одной важной роли. Актёр решает реабилитироваться на Бродвее, занявшись постановкой пьесы, в которой он одновременно режиссёр и исполнитель двух ролей. Плюс, стандартный джентельменский набор: полузаботливая бывшая жена, наивная любовница, дочь-наркоманка и крылатое альтер-эго в трико за спиной.
Впрочем, первое, что бросается в глаза — это камера. Самый доходчивый и очевидный талант «Бёрдмэна» заключается в виртуозной камере и визуальном отсутствии монтажных склеек, когда переход от одной сцены к другой происходит через экраны телевизоров и телефонов, а оператор редко выходит за пределы узких театральных коридоров. Каким бы многозначительным ни был образ главного героя и какими бы сатирами он ни бросался в субкультуры и индустрии, работа оператора Эммануэля Любецки стоит особняком — идти на фильм стоит хотя бы из-за неё.
Но если заглянуть за занавес, где талантливые актёры разыгрывают бесталанную постановку, разворачивается конфликт интересов и моральных ценностей, поколений и мировоззренческих позиций. Закулисные игры агента Риггана Томпсона и его собственный конфликт с востребованным актёром в исполнении Эдварта Нортона и критикессой журнала The New York Times оправдывают реалити-шоу и очерняют претенциозность, а суицидальный мотив ставит центральный вопрос об уязвлённом эго.
И вывод Иньяритту (мексиканского режиссёра, снявшего «Бёрдмэн») здесь остается столь же неоднозначным, как и вся картина, в которой напрочь стирается «чёрно-белое» мышление и всякие моральные границы. Творчество как явление субъективное воплощается для каждого зрителя/читателя/слушателя в уникальной форме, но подача материала всегда зависит от автора — и в сегодняшнем мире наши мнения формируются на основе корпоративных решений и авторских замыслов как никогда сильно. Новые маркетинговые инструменты и бешенные кассовые сборы ставят режиссёру/актёру моральную дилемму, однако она носит уже поколенческий характер. Ригган Томпсон не просто оскорблён, он безнадежно устарел.
Но нет у Иньяритту и пессимизма: у мира в том виде, в котором он находится сейчас, не так много перспектив, но путь к катарсису для всех открыт — и по крайней мере один из нас (Майкл Китон проделал колоссальную и эффектную работу, которую общественность по достоинству оценила) его уже прошел.
Фильм «Бёрдмэн» режиссёра Алехандро Иньяритту с Майклом Китоном, Эдвардом Нортоном и Эммой Стоун в ролях идет с 22 января в бишкекских кинотеатрах.