Уже неделю в бишкекских кинотеатрах идет очередной суперагентский блокбастер этого лета. Кинокритику Kloop.kg Азамату Омуралиеву новый фильм Гая Ричи «Агенты А.Н.К.Л» о холодной войне показался в меру самоироничным и стильным.
Проблема большинства блокбастеров заключается в том, что они слишком серьезно относятся к своему материалу. Достаточно вспомнить недавний перезапуск фильмов о Супермене «Человек из стали». Однако и обилие неуместного юмора тоже может испортить впечатление, как было с новой марвеловской экранизацией «Человек-муравей».
У Гая Ричи с этим, впрочем, никогда проблем не было. Он снимал с внушительной долей самоиронии не самые реалистичные картины, начиная аферистскими триллерами и заканчивая экранизациями по Шерлоку Холмсу. Его исключительное качество заключалось в том, что он относился в этом плане к зрителю не как к ребенку, а как к полноценному собеседнику. Здесь не было места слащавому юмору и нездоровой сентиментальности.
В чем-то Ричи долгое время походил на лайт-версию Квентина Тарантино, режиссера с обилием синефильских отсылок, но гораздо более голливудской подачей. Несмотря на всю его состоятельность и самостоятельность, в угоду канонам Ричи приходилось порой разжевывать изящные режиссерские решения.
«Агенты А.Н.К.Л» не стали исключением ни по одному их этих пунктов. В суперагентском триллере про объединение агентов ЦРУ и КГБ против карикатурного «всемирного зла» нашлось место обильным реминисценциям в сторону и Кубрика, и Феллини, и классической бондианы.
С другой стороны, никакой долгосрочной интриги в фильме нет. Это канон, и ничего кроме хэппи-энда здесь быть не могло, но Ричи изящно создает миниатюрные детективные моменты, когда предлагает зрителю разгадать простенький ребус раньше экранных героев.
И это не единственный пункт, по которому «Агенты А.Н.К.Л» взаимодействуют со зрителем. Фильм не тычет фактами в нос, но аккуратно шутит по собственному поводу, высмеивая предсказуемость и шаблонность подобных фильмов.
Совершенно показательный момент — сцена, в которой русский агент КГБ в исполнении Анри Хаммера спасается на катере от вооруженных преследователей, а его напарник, американский шпион Генри Кавилла, не особо спешит на помощь. Наблюдая за красочной погоней, он садится в салон грузовика, включает хорошую музыку (которой в фильме, кстати, удивительно много), достает сэндвич и раскупоривает бутылку красного вина. А в отражении зеркала спасающийся русский агент и безмятежный американский.
В этом нет никакой политики (как и нет ее во всем фильме, абсолютно миролюбивой и пацифистской картине), это одна из многих знаковых сцен, которые трогают не только исполнением, но и отличной задумкой.
В конце концов, мешает «Агентам А.Н.К.Л» отсутствие претенциозности: не очень верится, что фильм станет культовым, тем более, что он будет кассовым феноменом. В картине есть один совершенно пронзительный момент о природе человека, его страсти к крови и безумию, но он абсолютно не вяжется с общим настроением фильма и не выводит его ни в один из лагерей.
То есть, маловероятно, что это будет новая сага масштаба Джеймса Бонда или как минимум Итана Ханта. Нет в «Агентах А.Н.К.Л» своей изюминки, излишнего пафоса или излишней глупости. Это упоительный двухчасовой спектакль хорошего вкуса и хорошей музыки, красивых людей и красивых мест, прекрасный вариант летнего времяпрепровождения. Но не более.
А впрочем, недостаток ли это? К чему глупости, когда можно наслаждаться Ниной Симон и запивать свежий бутерброд бокалом тосканского вина.
Фильм «Агенты А.Н.К.Л» режиссера Гая Ричи с Генри Кавиллом и Анри Хаммером в главных ролях идет в бишкекских кинотеатрах с 13 августа.