Новая картина «Молодость» лауреата премии «Оскар», итальянского режиссера Паоло Соррентино обошла стороной бишкекский прокат. Причин сожалеть об этом, по мнению кинокритика Kloop.kg Азамата Омуралиева, довольно много.

Паоло Соррентино, идущий по стопам классиков-соотечественников (таких как Феллини и Висконти), практически единолично формирует лицо итальянского кино в глазах широкой аудитории. Невообразимый эстет, человек светской жизни, искусный разоблачитель, обладатель премии «Оскар» за свою предыдущую картину «Великая красота», в конце концов.

В своих фильмах он занимается разоблачениями, но редко когда решается на критику. Для него упадок светской жизни, декаданс течений в искусстве и хамское отношение к культурному наследию в «Великой красоте» были вполне допустимыми сущностями, не более, чем проявлениями новой Великой красоты.

Вот и в «Молодости» о двух пожилых творцах — всемирно известных дирижере на пенсии и корпящем над новым сценарием режиссере — Соррентино производит деконструкцию мифа о старости.

В его новом фильме с мощным голливудским кастом (у Соррентино до этого была лишь одна картина «Где бы ты ни был» с англоязычным актером в главной роли), американскими поп-песнями в саундтреке и швейцарским курортом на фоне (вместо привычных итальянских пейзажей) Соррентино рядом карикатурных зарисовок доходчиво объясняет природу молодости.

Майкл Кейн и Харви Кейтель, исполняющие главные роли в фильме
Майкл Кейн и Харви Кейтель, исполняющие главные роли в фильме

Для этого в противовес персонажам Майкла Кейна и Харви Кейтеля на этом курорте представлен целый ворох героев самых разных возрастных категорий. И на удивление мудрый молодой голливудский актер в исполнении Пола Дано, и пожилая пара, злоупотребляющая ребяческим поведением, и разведенные дети главных персонажей.

Найти и выискать здесь можно кого угодно, начиная Вуди Алленом и заканчивая Диего Марадонной, но смысл «Молодости» совсем не в сатире. Соррентино не высмеивает старость — в его понимании отличие старости от молодости заключается лишь в проблемах с простатой. Избитые мудрости, которые попеременно произносят Кейн и Кейтель на экране ( «Если вы молоды — не бойтесь, если вы стары — будьте счастливы» или «После боли приходит наслаждение, а затем снова боль») не имеют никакого смысла, потому что не придерживаются их ни они, ни кто-либо другой в «Молодости».


Прекрасны в фильме не только пейзажи, музыка и дуэт Кейна-Кейтеля. Двухминутный бенефис Рейчел Вайс, например, впечатляет даже в отрыве от контекста фильма, а уж в самой «Молодости» имеет чуть ли не кульминационное значение

Мудрость не приходит с возрастом, она приходит с опытом — и это разные вещи, однако общество об этом не догадывается. Вот и приходится пожилым режиссеру и дирижеру притворяться, будто они понимают жизнь: а на самом деле нет.

На самом деле человек способен на откровения и переосмысления в любом возрасте, он всегда сохраняет способность любить и горевать. Возраст — лишь число в паспорте, но немногие это осознают. И то слишком уж поздно.

2015-05-21-1432168007-4382133-Youth_02741_picturebyGianniFiorito

Однако никаких нравоучительных интонаций в «Молодости» не найти. При желании можно просидеть весь фильм, не уловив ни одну из эфемерных сюжетных ниточек, наслаждаясь картинкой неземной красоты и саундтреком, удивительно рифмующим Дэвида Гэтту с Sun Kil Moon и Дебюсси. И не то, чтобы потеря будет столь велика.

Ключевая загвоздка «Молодости» заключается в том, что Соррентино сам не очень уверен в том, что он утверждает, и потому дает дуэту главных героев время от времени съязвить или обдать снисходительной улыбкой. Но ведь возраст неважен, и то, что режиссеру всего 45 лет значения не имеет. Или имеет?

Фильм «Молодость» режиссера Паоло Соррентино не вышел в бишкекском прокате, но (тссс) его уже можно посмотреть другими способами.