В кинотеатрах стартует научно-фантастический блокбастер «Марсианин» от режиссера «Чужого» и «Гладиатора» с Мэттом Дэймоном в главной роли. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев считает, что это одна из самых вдохновляющих работ Ридли Скотта.

Самиздат Энди Уэйра, научно-фантастический роман «Марсианин» — одно из переломных событий в литературе XXI века. Это, возможно, самый громкий и признанный современный роман, созданный без поддержки какого-либо издательства. «Марсианин» выходил по одной главе, в течение трех лет, на сайте Уэйра.

Вокруг этого «литературного сериала» образовалась своя аудитория, которая быстро раскачала тему: позже к «Марсианину» присмотрелись и большие издательства, и критики видных журналов, и, собственно, кинокомпании.

В 2013 году «20-й век Фокс» выкупил права на роман Уэйра, назначил Ридли Скотта режиссером, Мэтта Дэймона исполнителем главной мужской роли, а Джессику Честейн — главной женской роли. Для последней «Марсианин», кстати, не первое появление в большой научной фантастике даже в течение последних двух лет: в прошлом году она снялась в «Интерстелларе» Кристофера Нолана.

Много надежд на «Марсианина» не возлагали: первоисточник пусть и был интересен историей своего создания, по факту он оказался веселым и любопытном, но классическим и односложным авантюристским сюжетом.

По завязке экспедиция на Марс обрывается из-за непредвиденной бури на планете, которая становится причиной поспешного возвращения астронавтов на Землю. Один из членов экипажа, однако, остается на этой планете — совсем один и предположительно (как считают на Земле) мертвый.

Сама книга не зацикливается на саспенсе с игрой на выживание: здесь, например, в энциклопедическом порядке иллюстрируют занимательные научные факты, от способа получения воды в безвоздушной среде и выращивания картошки в почве без микробов и любых других органических веществ.

martian-gallery13-gallery-image

Фильм, к счастью, не только оставил место этим интересным научным гипотезам (которые составляли одну из самых привлекательных черт романа), но и очень умело соединил сюжетные линии на Марсе и на Земле (что у Уэйра в книге получалось с переменчивым успехом).

Для Ридли Скотта «Марсианин» — отличная реабилитация после спорных «Советника» и «Исхода». Он вернулся в привычную для себя среду (фантастика — главный конек режиссера «Чужого», «Бегущего по лезвию» и «Гладиатора»), и заметно опустил планку. Это помогло. Скотт спорными и высоколобыми методами доносил вполне очевидные мысли в своих последних картинах, а в «Марсианине» доходчиво рассказал простую, но привлекательную историю.

The-Martian-Movie-Jessica-Chastain-Sebastian-Stan-Kate-Mara-Aksel-Hennie

Персонажи Чиветела Эджиофора и Джеффа Дэниэлса (на Земле, в НАСА), Джессики Честейн и Кейт Мары (в открытом космосе) размеренно заполняют пустоты, которые образуются в ключевой сюжетной линии — восхитительном бенефисе Мэтта Дэймона.

Но главное в этой картине — помимо окончательного утверждения тренда на sci-fi в кино (особенно после «Гравитации» и «Интерстеллара») и удивительного смешения жанров комедии и блокбастера (похлеще, чем у последних «Мстителей») — главное здесь, это невероятная сила вдохновения.

Книги умеют многое из того, что не могут фильмы, однако кинематограф выигрывает в одном маленьком аспекте: он умеет вдохновлять так, как не может ни один другой вид развлекательного искусства.

the-martian-ares-3-trailer-0

Завораживающие виды марсианских пейзажей, изящные инженерные и ботанические решения, невероятный масштаб неизведанного в космосе, сопряженные с романтизацией не менее величественной работы людей за этими открытиями и экспедициями (в сериалах такие явления встречается гораздо чаще, но и на более низком уровне, взять хотя бы «Доктора Хауса», «Форс-мажоров» или «Хорошую жену). Всё это выводит «Марсианин» за планку обычного развлекательного фильма.

Во многом это заслуга, кажется, именно Ридли Скотта. За свою долгую карьеру он попробовал себя чуть ли не во всех жанрах, начиная ромкомом («Хороший год») и заканчивая конспирологическим триллером («Совокупность лжи»), и испытал себя во всех режиссерских амплуа.

«Марсианин» — это, безусловно, не magnum opus Скотта, но фильм, вобравший в себя все то, что он умеет. А умеет он многое, и делает это хорошо: веселит, будоражит, удивляет и — да, вдохновляет.

Фильм «Марсианин» режиссера Ридли Скотта с Мэттом Дэймоном в главной роли идет в бишкекских кинотеатрах с 8 октября.