1 min read

Сиквел «Мстителей» — не только очередной удачный блокбастер во вселенной Marvel. «Эра Альтрона» пытается быть синефильским и авторским фильмом, и вполне с этой задачей справилась.

Успех первых «Мстителей» ни у кого и не ставил вопроса о будущем сиквеле. Самый кассовый фильм в истории Marvel (1.5 миллиарда долларов, собранных в прокате) строился на фундаменте ярких и привлекательных персонажей. Железный человек, Капитан Америка, Тор и Халк ещё до общего сбора имели по собственной кинофраншизе, а Соколиный глаз (Джереми Реннер) и Черная вдова (Скарлетт Йоханссон) фрагментарно появлялись в отдельных лентах кинематографической вселенной Marvel.

Для первых «Мстителей» этих супергероев собрали вместе, и это практически изначально обеспечило фильму светлое будущее. Но самое главное, что картина попала в руки к правильному человеку, Джоссу Уидону, сумевшему довести до правильных консистенций формулу марвеловского блокбастера — юмор, относительно камерный экшн и некая самопародийность.

Avengers-Age-of-Ultron-Toys-Give-Detailed-Looks-at-New-Costumes

Безусловно, обе части «Мстителей» были и остаются эталонными голливудскими блокбастерами. В них есть размах и зрелищность, уложенные в камерных сценах, есть ловко совмещенные сюжетные линии на любой вкус (любовная, семейная, моралистская), есть юмор (пусть и не остроумный и не смешной) и здоровый весёлый настрой. И даже больше — «Мстители» это фильм, который не кичится своим бюджетом и значимостью. Джосс Уидон осознаёт, что снимает массовый блокбастер, который призван быть в первую очередь развлечением, а уже затем — кино, текстом или посылом. И обилие самокритики и здорового стёба это лишь подтверждает.

Однако первая часть «Мстителей» была загнана в строгие сюжетные рамки. Первую половину фильма занимал общий сбор команды, а вторую — эпическое побоище с полускандинавским богом Локи. Свою программу развесёлый блокбастер выполнил на ура, но и ничего кроме поставленных минимальных целей не выполнил.

Супергеройский год: грядущие фильмы во вселенной Marvel

В этом пункте «Эра Альтрона» резко отличается от своего предшественника. Уровень идей в этом с виду глупом экшене достаточно высок: поднятые библейские мотивы здесь не совершенно оригинальны, но их доходчивость достойна уважения. Идеи Прометея, подарившего людям огонь и поплатившегося за это, и Ноя, который стал свидетелем божьего спасения в лице страшного апокалипсиса, в «Эре Альтрона» прописаны практически чёрным по белому: не зря имя Ноя главный антагонист фильма и вовсе озвучивает вслух.

С другой стороны, за этой доходчивостью скрыт ряд изящных литературных приёмов, подкрепляющих идеи новых «Мстителей». Совершенно тонкие сценарные моменты, превращенные режиссёром в шутку, имеют в «Эре Альтрона» впечатляющий эффект. Их концентрация особенно велика в начале и финале фильма, которые разворачиваются в одном и том же месте и имеют некую закольцованность.

maxresdefault

Но за этим слоем библейских аллюзий в «Мстителях» скрываются и другие: здесь и явственная критика американской политики, перекочевавшая прямиком из сиквела «Первого мстителя», и нравственная проблематика из «Собачьего сердца», и откровенная двусмысленность финала, замаскированного под хэппи-энд.

Впрочем, возможно для самого Уидона важнее всех стоял другой пункт: обилие реминисценций. Уже показавший себя как мастер в этом деле своей «Хижиной в лесу», Уидон осторожно расставил по всей ленте отсылки на классические научно-фантастические фильмы, тяжеловесную мультипликацию и любимое аниме.

Первые «Мстители» были совершенно необязательным походом в кино, бессмысленным развлечением ради развлечения, но именно они стали фундаментом для «Эра Альтрона», которая имеет мало шансов в сравнении с настоящим авторским кино, но изощрённо умещает в формат «марвеловского» блокбастера богатые режиссёрские идеи.

На выходе получился тот самый эталон жанра, символ эпохи. Если немногим меньше десяти лет таким фильмом были «Трансформеры», то сегодня обстановка выглядит позитивнее. Уидон сделал всё ради того, чтобы каждый зритель увидел в «Мстителях» немного большее, чем просто помпезное побоище под звон фанфар. Его ключевая особенность состоит не столько в качестве идей, сколько в простоте их подачи: серьёзно, они на поверхности и нисколько не мешают.

Автор: Азамат Омуралиев