Фильм «Лобстер» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса взял важный приз на Каннском кинофестивале этого года, однако обошел стороной бишкекский прокат и вряд ли станет триумфатором следующей церемонии «Оскар». Но кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев все равно советует к просмотру эту антиутопию с диковинным сюжетом.

Прошедший в этом мае 68-й Каннский кинофестиваль оказался богатым на необычные сюжеты. Показали и интерпретацию классических сказок без цензуры, с обнаженкой и поножовщиной в фильме «Страшные сказки», и жизнеописание Бога-бельгийца в «Новейшем завете», и – одну из самых хлестких и пронзительных антиутопий последних лет «Лобстер».

Второй фильм грека Йоргоса Лантимоса (и его первый фильм с большими голливудскими актерами) может по описанию показаться скорее комедией или трагикомедией, однако на поверку «Лобстер» оказывается совсем о другом. Впрочем, зачин у него действительно любопытный.

the-lobster-official-movie-trail

В параллельном мире одиноких людей помещают в специальные отели, где они должны в течение 45 дней найти себе пару (желательно, чтобы у партнеров были схожие болезни или странности – социопатия или, например, частая кровь из носа). Если за этот срок человек не успевает наладить отношения, то его превращают в животное.

Подобный синопсис гулял по сети, в обзорах и описаниях к трейлеру «Лобстера» довольно долгое время, и он определенно возбуждал интерес. Но главный сюрприз от фильма заключается в том, что на этом кратком описании сюжетные неожиданности и заканчиваются: никаких диковинных плот-твистов от фильма ожидать не стоит.

lobster2-xlarge

Но плохим этот факт «Лобстера» не делает. Просто стоит держать в уме, что это тонкая, авторская антиутопия – а этот жанр призван обличать пороки и предупреждать опасности современного общества в сатирическом ключе. Но не стоит ждать от фильма и духа, например, «1984» Джорджа Оруэлла, у которого главным героем оказался современный человек в безумном мире.

«Лобстер» рассказывает именно что о безумном человеке в безумном мире, и это красит фильм больше всего. Герой Колина Фаррелла здесь – на самом деле ни разу не герой, и оттого хэппи-энда (как и вообще любого финала) от фильма ожидать не стоит.

The-Lobster

Здесь раскрывается третья плоскость фильма. Помимо антиутопии и авторского фильма с невероятно выразительными мизансценами, потрясающе выдержанными кадрами и талантливой работой с саундтреком (по этим трем пунктам, а также по факту, что действие картины разворачивается в фешенебельном отеле, «Лобстер» удивительно походит на другой фильм Каннского фестиваля «Молодость»), картина Лантимоса оказывается еще и потрясающей силы лав-стори, которых кинематограф не видел очень давно.

Говорить что-либо об этом аспекте фильма – значит разрушить самую его приятную часть. Но в таком неожиданном повороте событий «Лобстер» начинает походить на прошлогодний «Интерстеллар», который тоже притворялся заумной научной фантастикой, но в душе оставался красивой историей любви.

Впрочем, и тут, конечно, «Лобстер» накручивает с экстравагантностью. Советую помнить, что это, все-таки, не большой Голливуд, и странностей в этом фильме хоть отбавляй – однако, если дать ему шанс, то он его оправдает. В этом году со многими фильмами, на самом деле, так получилось.