В третьей и финальной части топа кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев выбирает лучший фильм, вышедший с 2010 года, и в небольшом эссе размышляет о природе современного кино.

Читать:
20 лучших фильмов первой половины 2010-х. Часть 1
20 лучших фильмов первой половины 2010-х. Часть 2

1. «Социальная сеть»

Дэвид Финчер, 2010

Ставя «Социальную сеть» на такие высокие позиции в таком обширном топе, мы, честно говоря, дискредитируем образ и сущность кинематографии как вида искусства. И «мы» в этом случае — это не я и читатель, дошедший до этого абзаца в тексте. «Мы» — это общество и пресса. AV Club дал работе Финчера девятое место, опрос читателей Rolling Stone — восьмое, а The Dissolve — третье. Как минимум упоминания фильм про Цукерберга удостоился чуть ли не в поголовно каждом аналогичном топе.


Трейлер «Социальной сети» сам по себе достоин отдельного внимания

Почти год назад, в одном из своих интервью прекрасный современный режиссёр Александр Сокуров сказал, что всегда мечтал стать писателем и вообще ими всю жизнь восхищался. Смысла в его словах гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Несмотря на то, что роль режиссёра в кино в последний век постоянно росла, фильм остаётся видом коллективного искусства. Общество и критики любят объяснять какие-то определённые решения режиссёрским видением, просто потому что так проще. В реальности же дела обстоят сложнее: каждый фильм составлен из тысяч деталей, за которые ответственна ещё одна тысяча людей. Художники, звукорежиссёры, хореографы и музыканты.

Книга, будь то проза или поэзия — в ядре своём чисто индивидуальный вид искусства, в котором ответственность за каждого персонажа, каждую реплику, каждый вздох и выдох и запятую лежит на авторе. Провалился — сваливать вину не на кого, преуспел — считай, выиграл в жизни.

Писать — и сейчас мы, естественно, говорим о субстанциях, более близких к искусству нежели беллетристике — тяжелее не потому, что сложно придумать сюжетную канву, на которую можно было бы нанизать три сотни страниц текста. Как-никак, и сценарии в такую толщину существуют.

Писать сложно, потому что это самый прямой выход автора на аудиторию. Это прямой рупор, соединяющий мировоззрение, точки зрения, чувство эмпатии и мастерство слога писателя с окружающим его миром.

И «Социальная сеть» — самый болезненный пример, который напоминает нам о коллективной природе кинематографа.

2010_the_social_network_004

Причина в Аароне Соркине, по сценарию которого и снимался этот фильм про основание Facebook. Он — мастер диалога и текста, человек, по сценариям которого можно (и нужно) преподавать в школах кино. Его реплики и сюжетные перипетии не просто извергают снопы искр и поддерживают идеальный джазовый ритм. Они заставляют кино работать так, как оно должно работать в теории. Они показывают, а не рассказывают.

И Дэвид Финчер, срежиссировавший эту картину, выполняет показательно нейтральную функцию. Все его характерные фишки видны в каждом уголке фильма — «Социальная сеть» утопает в нуарной палитре, угловатых саундтреках и педантично аккуратных ракурсах. Но вместо того, чтобы использовать сценарий в качестве фундамента и постепенно выстраивать ленту, он просто делает всё, чтобы этому блестящему тексту не мешать.

То же делает и Джесси Айзенберг, и Эндрю Гарфилд, и композитор Трент Резнор, и оператор Джефф Кроненвет — они все выкладываются по полной в высшую идею коллективного проекта. Они все работают в едином ритме, с синхронизированным пульсом и в утопической гармонии. «Социальная сеть» — экстремальный пример того, во что превратился кинематограф сегодня.

А может быть, он всегда таким был. Может быть, авторское кино и не терялось в современном мире — может быть, оно попросту никогда и не выходило. «Социальная сеть» — это то, с чем мы остались сегодня. И честно вам скажу — не знаю, радоваться тут или смеяться.