Власти Кыргызстана хотят поменять Конституцию 2010 года, предлагая целый пакет изменений, касающихся прав человека и ветвей власти. Что именно поменяется, и как это повлияет на кыргызстанцев?

Президент Алмазбек Атамбаев, его администрация и большая часть депутатов парламента хотят внести изменения в Конституцию — они видят в действующей редакции «мины», которые способствуют созданию авторитарного режима.

Противники поправок — бывшие члены Временного правительства, активисты, общественные деятели и некоторые нынешние депутаты парламента — не согласны с самими изменениями и тем, в какой короткий срок власти пытаются принять реформы.

Поправки будут выставлены на референдум — это значит, что решать, принимать их или нет, будут все граждане Кыргызстана через всенародное голосование.

Так в чем же заключаются эти поправки?

Права и свободы человека

Отказ от исполнения международных решений

Сейчас решения международных судов в Кыргызстане стоят выше решений местных судей — это прописано в международных договорах по правам человека, которые подписала республика. Если поправки в Конституцию будут приняты, решение кыргызских судов станет выше решений международных организаций.

Как это будет работать на практике? Сейчас, если кыргызстанца осудили на родине, и он считает, что решение было несправедливым, он может обратиться в международные суды. Если такой суд примет сторону осужденного, Кыргызстан будет обязан подчиниться этому решению.

После поправок кыргызстанские суды смогут не принимать во внимание решение международных судов. А несправедливо осужденные не смогут добиться справедливого решения.

По каким причинам могут ограничить права человека?

Согласно нынешней редакции Конституции, права человека могут быть ограничены в целях национальной безопасности, обеспечения общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

Власти хотят дополнить этот список «особенностями военной или иной государственной службы». Пока неизвестно, что это значит, каким образом будет применяться и кого коснется — самих военных и госслужащих или остальных граждан Кыргызстана.

Освобождение от ответственности за давностью срока преступления

Сейчас люди, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности по истечению срока давности (эти сроки устанавливаются законами в зависимости от тяжести преступления).

В поправках предлагается не применять сроки давности к преступлениям геноцида — истребления народов или групп населения по каким-либо признакам — и экоцида — массового истребления животного или растительного мира или отравления атмосферы или воды.

Также в этот список дел без срока давности, в случае принятия поправок, добавятся должностные преступления на золоторудном месторождении Кумтор. Это удивительный прецедент — в основном законе, который должен регулировать работу всего государства в целом, упомянуто конкретное дело и конкретное предприятие.

Брак и семья

Эта поправка в Конституцию предполагает, что брак может быть заключен
только между мужчиной и женщиной. Сейчас в основном законе говорится, что брак — это союз двух лиц, без указания их пола.

Сторонники изменения Конституции говорят, что эта поправка запретит регистрировать однополые браки. Но в Кыргызстане таких браков не заключали еще ни разу, потому что в Семейном кодексе брак уже прописан, как союз между мужчиной и женщиной.

Гражданство

После поправок государство сможет лишать кыргызстанцев гражданства. Власти объясняют это «борьбой с терроризмом» — люди без гражданства не смогут передвигаться по миру.

В поправке не прописаны конкретные основания для лишения гражданства и орган, который лишает гражданства. Поэтому некоторые политологи считают, что эта статья может стать репрессивной — ведь если вы у власти, вы сможете просто лишать гражданства тех, кто вам неугоден.

На самом деле, возможность лишения гражданства уже сейчас заложена в законе о гражданстве, но пока такая мера не применяется, потому что Конституцией это не предусмотрено. Выходит, что эта поправка нацелена на то, чтобы сделать конституционным уже принятый закон.

Ослабление или усиление ветвей власти

Полномочия премьер-министра

Поправки могут привести к увеличению полномочий премьер-министра и ослаблению парламента. По мнению некоторых экспертов и юристов, это может привести к тому, что парламент станет зависимым от правительства.

Если поправки вступят в силу, депутат парламента может одновременно быть и главой правительства или вице-премьер-министром. Если депутат займет какую-то из этих должностей, он сможет продолжать голосовать на заседаниях парламента. А если его снимут с этой должности, он продолжит работать депутатом.

В демократических странах с разделенными ветвями власти правительство отчитывается перед парламентом и контролируется им. Выходит, что премьер-министр или вице-премьер, являясь одновременно депутатами, будут, работая в правительстве, отчитываться сами перед собой.

После принятия поправок премьер министр сможет два раза в год ставить перед парламентом вопрос о недоверии правительству (сейчас он может делать это только раз в год) и самостоятельно увольнять членов правительства (сейчас это делает президент).

Премьер-министр также сможет назначать и увольнять глав местных государственных администраций без участия депутатов местных кенешей.

Последняя поправка ослабит роль парламента, потому что депутаты на местах не смогут влиять на кадровую политику.

Судебная ветвь власти

Поправки в Конституцию предполагают ввести «определенные ограничения» для кандидатов на должность судей, но не указывается, какие ограничения имеются в виду.

В случае принятия поправок парламент может создать закон, в котором пропишет необходимые ему ограничения, к примеру, отказ от тайны переписки или обяжет кандидатов в судьи согласиться на прослушивание телефонных разговоров. Это может негативно повлиять на независимость судей.

Влияние президента на судейский корпус может усилиться — он сможет переводить местных судей из одного суда в другой — так можно «наказывать» неугодных властям судей. Раньше ротацией судей (их переводом) занимался Совет по отбору судей.

Сейчас нарушение закона судьями рассматривается Советом судей. Поправки в Конституцию предполагают создание Дисциплинарной комиссии при Совете судей, которая будет заниматься этим. Она будет формироваться президентом, парламентом и Советом судей. Присутствие представителей президента и парламента в этой комиссии обеспечивает рычаг влияния на судей.

Верховный суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, сейчас они носят рекомендательный характер, но в поправках предлагается сделать их обязательными для исполнения всеми судами и судьями.

Эта поправка может противоречить самой Конституции, по которой должны быть независимы и руководствоваться только самим основным законом.

Полномочия Генеральной прокуратуры

После принятия поправок Генпрокуратура должна будет передавать возбужденные уголовные дела в Госкомитет нацбезопасности и Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями, которые подконтрольны правительству.

Эта поправка может ухудшить качество работы по борьбе с коррупцией в органах государственной власти — после ее принятия возникает конфликт интересов, когда ведомства, подконтрольные правительству, расследуют уголовные дела в отношении представителей самого правительства.

Видео: Тилек Бейшеналы уулу, Азат Рузиев.