MicrophoneДепутат Жогорку Кенеша Алишер Сабиров предложил 12 февраля увеличить срок лишения свободы в случае убийства журналиста. Мнения экспертов по этому поводу расходятся: одни против «особого статуса» для работников прессы, другие требуют защищённости.


Выступая перед депутатами на пленарном заседании 12 февраля, депутат от про-президентской фракции «Ак Жол» Алишер Сабиров заявил, что «при такой важной общественно значимой миссии, журналист по-прежнему остается самым малозащищенным профессионалом, нуждающимся в поддержке».

Он предлагает добавить в статью 55 Уголовного кодекса Кыргызской Республики пункт, в котором к обстоятельствам, «отягчающим ответственность» добавилось бы «дополнительное обстоятельство в форме “посягательство на журналиста”».

«У нас есть уголовная статья “посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля”: наказание от 12 до 20 лет, – говорит депутат. – Аналогичная норма необходима и для защиты журналиста. Они тоже выполняют общественную миссию и каждый журналист – это общественный деятель».

Как считает «акжоловец», «задача государства сводится к тому, чтобы обеспечить безопасность работы журналиста». Сабиров попросил депутатов поддержать его предложение и отправить на доработку, чтобы тщательно изучить все нормы и внести инициативу готовым на окончательное голосование.

Депутат Жогорку Кенеша от оппозиционной фракции социал-демократов Роза Отунбаева поддержала своего коллегу, одновременно заявив, что «не стоит равняться на Узбекистан, Таджикистан, Белоруссию и другие постсоветские страны при обсуждении этого вопроса».

«Лидер вашей партии [Курманбек Бакиев] вчера [11 февраля] сказал, что у нас свободы слова – хоть отбавляй. Давайте будем этой планки держаться, нам нельзя опускаться ниже этой планки», – сказала Отунбаева, обращаясь к депутатам от партии «Ак Жол».

Депутаты предложение Сабирова поддержали 70 голосами «за».

Все граждане равны

Директор представительства «Интерньюс Нетуорк» в Кыргызстане Мария Раснер считает, что «убийство журналиста должно рассматриваться как убийство любого гражданина страны».

«Убили простого гражданина или убили журналиста – мне кажется, здесь разницы нет, кроме того, что эти убийства должны раскрываться и власти должны делать все возможное для того, чтобы раскрыть это убийство», – сказала Раснер в интервью Kloop.kg.

«На самом деле я не знаю, чтобы в других странах существовали какие-то особые статьи защищающие журналиста», – добавила директор представительства «Интерньюс».

«Если нет защищенности просто граждан страны, то и у журналистов не будет», – заключила Раснер.

Такого же мнения придерживается и директор «Коалиции за демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова. По ее словам, защищать журналистов нужно, но не через такой механизм.

«Государство должно обеспечивать защиту журналиста, но не через призму приравнивания убийства журналиста к убийству государственного деятеля, – считает Ошурахунова. – Убийство Алишера Саипова показало, что в принципе наши журналисты ничем не защищены».

Подробнее об убийстве журналиста Алишера Саипова в 2007 году

Оптимальный выход из такой ситуации, директор коалиции видит в том, чтобы наряду с существующими обязательствами правоохранительных органов по охране правопорядка, существовала функция «обеспечивать защиту журналистов во время работы в конфликтных и опасных зонах».

«Журналист должен иметь особый статус»

Другого мнения придерживается главный редактор издания “Голос Свободы” в Кыргызстане Абдумомун Мамараимов, который считает, что журналисты должны иметь особый статус.

«Почему получается, что не все равны? Когда чиновники обладают отдельными полномочиями, отдельными привилегиями, и в том числе депутаты. Я думаю, журналистам должны дать такой статус, чтобы они могли быть защищены», – считает Мамараимов.

Мамараимов признает, что «невозможно выработать такой закон, который бы мог защищать журналиста или любого гражданина от различных посягательств на его свободу», но считает, что предложение Сабирова «в подсознании помогло бы людям осознать, что журналист должен иметь особый статус в обществе».

Точку зрения Мамараимова также разделяет правозащитница Гульшайыр Абдирасулова. Она приводит параллель с Польшей, где, по ее словам, существует отдельная статья «убийство журналиста или общественного деятеля».

Сравнивая число покушений и убийств журналистов в центрально-азиатском регионе, Абдирасулова считает, что Кыргызстан входит в тройку лидеров после Узбекистана, который занимает первое место по числу убийств журналистов.

В рейтинге «свободы прессы», который публикуется ежегодно международной правозащитной организацией «Репортёры без границ», Кыргызстан в 2007 году занял 111-е место из 173 учитывавшихся стран. В этом рейтинге на позицию страны, в том числе, влияет безопасность журналистов.

С 2002 года, когда «Репортёры без границ» начали вести рейтинг, Кыргызстан никогда не поднимался в верхнюю половину таблицы.