constitutionСогласно новым изменениям в основном законе страны, в Кыргызстане, при необходимости, специальным органом будет назначаться и.о. президента. Некоторые институты власти будут упразднены. Фракции «Ак Жол» и коммунистов 27 января одобрили законопроект.

Проект закона о внесении поправок был внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша президентом 14 декабря 2009 года. Через три дня, после ознакомления с документом в парламенте, он был передан в Конституционный суд для дополнительного рассмотрения.

В проекте закона содержатся положения об упразднении института госсекретаря, администрации главы государства, Совета безопасности и Национальной гвардии. Предполагается также формирование новых органов, входящих в Институт президента.

Одним из таких органов с функцией назначения исполняющего обязанности президента могло стать Президентское совещание. Однако, согласно заключению Конституционного суда от 21 января 2010 года, этот орган имеет лишь консультативные полномочия и не может назначать и.о. президента. Остальные поправки, указанные в законопроекте, были одобрены судом.

26 января Комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству и правам человека внес изменения в законопроект – функции назначения и.о. президента будут переданы Государственному совету.

«Предположительно, в совет войдут спикер, премьер-министр, члены Президентского совещания и политически образованные люди. Этот коллегиальный орган будет решать, кто будет руководить страной до избрания нового президента», – рассказал в интервью Kloop.kg член комитета Ажибай Калмаматов.

Депутат также добавил, что исполняющим обязанности президента «может быть как спикер, так и премьер, или же другой член Государственного совета».

Член оппозиционной парламентской фракции СДПК Ирина Карамушкина в интервью Kloop.kg привела несколько аргументов против принятия этого законопроекта.

«У нас уже есть государственный совет с консультативными функциями, который был создан еще в 2006 году указом президента. Чтобы он мог назначать заместителя, нужно внести в Конституцию новую статью, дающую ему такое право и регулирующую все его полномочия».

Также Карамушкина считает, что законопроект о внесении поправок перед рассмотрением в парламенте «должен долго обсуждаться народом, экспертами и оппозицией».

Мнения экспертов

Политолог Марат Казакпаев считает, что исполняющим обязанности президента должен быть только госслужащий, обладающий необходимым опытом.

«Будет неправильно назначать на эту должность только спикера или премьера. В таком случае может возникнуть путаница между разными ветвями власти, так как одно и то же лицо не может возглавлять две ветви», – пояснил эксперт.

Другой политический аналитик – Марс Сариев – видит несколько причин внесения поправок в основной закон страны. Одной из них он назвал «стремление легализовать произведенные в структуре власти изменения, которые противоречат Конституции».

Сариев считает вопрос преемственности одним из поводов к инициативе главы государства о создании Президентского совещания.

«Я думаю, что подводится база к возможной смене руководства республики. Создается законодательная основа для приведения к власти нового лица из клана Бакиевых», – предполагает политолог.

Одинаковые органы власти

По мнению Марса Сариева, между Президентским совещанием и Государственным советом «нет разницы».

«Все остается таким же. [Создание Госсовета вместо совещания] – это всего лишь попытка подвести все под юридическую базу», – считает эксперт.

В Кыргызстане уже существует подобный орган. Указ о создании Государственного совета был подписан президентом Курманбеком Бакиевым 17 апреля 2006 года. Пресс-релиз об этом опубликован днем позже на старом официальном сайте главы государства.

В указе президента описаны структура и состав органа. Согласно документу, в госсовет него входят главы основных государственных институтов: президент, премьер-министр, спикер Жогорку Кенеша, судьи Конституционного и Верховного судов, Госсекретарь и другие высшие должностные лица.

«Государственный совет является консультативно-совещательным органом […]. Решения Государственного совета носят рекомендательный характер», – говорится в документе.

Юридическая справка

Пунктом 1 статьи 50 указываются причины прекращения полномочий президента. Это отставка главы государства по своему заявлению, отрешение его от должности в установленном Конституцией порядке, болезнь или смерть.

Согласно пункту 1 статьи 52 действующей Конституции Кыргызской Республики, при невозможности осуществления президентом своих полномочий, его обязанности исполняются спикером парламента.

Если спикер парламента также не может исполнять обязанности главы государства, его полномочия переходят к премьер-министру.

«Выборы нового Президента при этом должны быть проведены в трехмесячный срок с момента прекращения полномочий Президента», – говорится в основном законе страны.