Opposition Rally on 27, March 2009, Bishkek, Kyrgyzstan, photo by Timur RayimkulovРуководство столицы и правозащитники по-разному трактуют решение Конституционного суда. НПО считают, что имеют право самостоятельно выбирать места для мирных собраний. В мэрии сообщают, что митинги должны осуществляться в строго отведенном месте.

Мэрия Бишкека 5 марта выпустила постановление, согласно которому «определены новые места для проведения публичных мероприятий». Как сообщается в документе, местом для проведения митингов стала парковая зона вблизи ипподрома.

Представители неправительственных организаций считают, что постановление мэрии нарушает конституцию.

2 марта Конституционный суд удовлетворил иск главы центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаиловой и отменил действие статьи 3 закона, регулирующего проведение мирных публичных собраний.

Согласно этой статье, граждане имели право проводить публичные мероприятия без уведомления органов местной администрации на территориях, «специально отведенных решением органов местного самоуправления».

После того, как Конституционный суд отменил действие статьи 3 закона «О праве граждан собираться мирно», постановление мэрии от 24 июля 2009 года, где говорилось, что митинги можно проводить только в парковой зоне вблизи ипподрома, было признано недействительным.

Споры вокруг решения суда

Эксперт центра «Граждане против коррупции» Абдыкерим Ашыров считает, что решение суда говорит о том, что митинги можно проводить «в любом месте».

По его словам, исключения составляют только стратегические объекты, указанные в статье 4 закона – митинги должны проводиться на расстоянии не менее 50 метров от опасных производственных объектов и не менее 30 метров от зданий Белого дома, Парламента, воинских частей и тюрем, а также резиденций президента и премьер-министра.

Новое постановление мэрии, в котором указано место для проведения митингов, было принято на основании статьи 5 и 7 закона «О праве граждан собираться мирно».

В статье 5 говорится о том, что необходимо уведомлять органы местной администрации о проведении мероприятия, а в статье 7 описывается порядок проведения собраний.

В законе «О праве граждан собираться мирно» отсутствует статья, где говорится, что собрания необходимо проводить в специально отведенном месте.

Абдыкерим Ашыров считает, что принятое постановление противоречит законодательству.

«Юристы должны были проработать этот вопрос и не допускать незаконное постановление. Органы прокуратуры обязаны осуществлять надзор за единообразным применением закона, я думаю, что они отреагируют на постановление мэрии», – считает эксперт.

Городской ипподром, который определен местом проведения митингов, находится на юго-западе Бишкека и представляет собой изолированную территорию, которая расположена далеко от центра столицы.

До того, как было выпущено постановление мэрии о проведении публичных собраний на территории ипподрома, митинги можно было проводить в сквере имени Максима Горького, который расположен в центре города недалеко от площади Ала-Тоо.

В Департаменте информации и рекламы мэрии Бишкека сообщили, что ипподром был выбран в качестве места для проведения публичных собраний, чтобы не доставлять дискомфорт жителям близлежащих домов в парке имени Горького.

«Достаточно тяжело, когда под окнами [жилых домов] проходят митинги», – поясняют решение в мэрии.

Мнение «Дизеля»

Большинство пользователей популярного в Кыргызстане Интернет-форума «Дизель» настороженно отнеслись к решению Конституционного суда.

«Больше интересно не решение Конституционного суда, а причины принятия такового решения. Остается лишь строить догадки, – пишет пользователь Greg. – Палка имеет всегда два конца».

Форумчанин tower отметил, что похожие решения по искам правозащитников принимались несколько раз.

«В свое время правозащитники добились признания антиконституционным постановление мэрии, где местом проведения митингов был определен сквер у памятника Горькому. Но, несмотря на это, спустя время, парламент принял новые поправки, а мэрия издала новое постановление», – приводит пример tower.

Пользователь АНТИСОВЕТСКАЯ ШАШЛЫЧНАЯ считает, что не стоило отменять действие статьи 3 закона «О праве граждан собираться мирно».

«Проблема заключалась в пункте 1 статьи 3, который определял, что спонтанные собрания могут проводиться только в местах специально отведенных местными властями. Его то и следовало отменять, оставив в покое саму третью статью», – поясняет «дизельчанин».

Редактор: Анна Лелик

1 КОММЕНТАРИЙ

комментарии закрыты.