Выпущенный ограниченным тиражом сборник кыргызского авторского кино будет представлен в бишкекском баре «Бизон» 26 марта. Среди вошедшего в издание — ранее не выпускавшаяся короткометражка Актана Арым Кубата и «Боз Салкын» Эрнеста Абдыжапарова.
Официальное название коллекции — «Второе дыхание кыргызского кино». Под «вторым дыханием» организаторы — Фонд развития кинематографа — подразумевают период независимости Кыргызстана.
Период после 1991 года фонд в своём пресс-релизе называет «эпохой суверенитета и нон-конформизма».
Все фильмы, представленные в этом сборнике, никогда ранее официально не издавались. Среди них — чёрно-белая картина «Остановка» Актана Арыма Кубата, автора известных фильмов «Бешкемпир» и «Маймыл».
Арым Кубат, ранее носивший фамилию Абдыкалыков, считается самым известным режиссёром независимого Кыргызстана и самым ярким представителем «второго дыхания».
«Остановка» — одна из ранних работ Арым Кубата. В ней минимум операторского разнообразия — в течение большей части фильма камера не двигается и взгляд зрителя направлен на автобусную остановку, на которой разворачиваются все основные действия.
Тираж коллекции — 80 подарочных дисков, которые будут розданы режиссёрам на презентации в бишкекском баре «Бизон», а также отправлены на международные кинофестивали, сообщают организаторы.
Все фильмы сопровождаются субтитрами на английском языке. Презентация начнётся в 17:00, показ будет закрытым, количество мест — ограничено.
«Всё было в руках у пиратов»
Режиссёр Эрнест Абдыжапаров будет представлен в коллекции полнометражной работой «Боз Салкын» 2007 года. По его словам, раньше авторское и «арт-хаусное» кино ходило исключительно в руках пиратов. «Боз Салкын» режиссёр выпустил в 500 копиях самостоятельно, для раздачи в виде подарков. Сегодня этот фильм также доступен на видео-сервисе YouTube.
По его мнению, кыргызское кино исторически делится не на два, а не четыре дыхания.
«Первое дыхание — 60-е и 70-е, их имена очень известны. Второе дыхание не состоялось — это потерянное поколение, они сами себя так называют. Целое созвездие кинорежиссёров, снявших по одной картине и не очень себя проявивших», — говорит Абдыжапаров.
Себя он относит к третьему дыханию — поколению 90-х, которое, по его словам, «на пустом месте» и «без поддержки государства» подняло кино независимого Кыргызстана.
«Последний выдох был в 1992 году, когда около 14 фильмов было в запуске, 8-9 из них выстрелило — это был последний выстрел старого советского кино, — вспоминает Абдыжапаров. — И почти в этот же год появилось новое кино — «Бурная река, безмятежное море» Марата Сарулу, затем «Бешкемпир» Арым Кубата».
Поколение 2000-х и коммерциализация
Четвёртое поколение по версии Абдыжапарова — это молодые авторы короткометражных картин, выпущенных преимущественно в последние три года. По мнению режиссёра, сейчас в кинематографе Кыргызстана происходит расцвет.
«Они [картины молодых режиссёров] не только завоевали внутренний рынок, но побывали на многих престижных международных кинофестивалях», — рассказывает режиссёр.
По его мнению, растёт и индустрия местного кинематографа — некоторые картины в последнее десятилетие были коммерчески успешными, и рекордной считается работа режиссёра Рустама Аташева «Министрдин кызынын махабаты» («Любовь дочери министра»).
«Уже можно говорить о том, что появилась индустрия. Кинотеатр «Манас», исторический музей и кинотеатр «Беш сары» на Ошском рынке — они привлекают местную публику, показывают местных режиссёров, и они создали индустрию коммерческого кино», — рассказывает автор «Боз Салкына».
Однако коммерческий успех пока не коснулся авторского — «серьёзного» — кино. По словам Улана Исакбекова из Фонда развития кинематографа, его организация пока «не думала» о выпуске большого тиража и продаже дисков.
Авторы: Бектур Искендер и Айжана Маматбекова