Среди противников ввода полицейских сил ОБСЕ — политики и лица со своими интересами.

Специальный репортаж Тимура Токтоналиева для Института по освещению войны и мира

Планы по введению международной полицейской группы на юг Кыргызстана после этнических столкновений, произошедших там в начале июня, вызвали протест со стороны тех, кто считает, что эта инициатива может рассматриваться как «зеленый свет» для иностранного вмешательства.

Ряд аналитиков считают, что реакция на это событие является отражением политической борьбы.

Государства-участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 22 июля единогласно проголосовали за введение в Кыргызстан полицейской консультативной группы (ПКГ) в составе 52 человек.

Для размещения группы в стране требуется окончательное решение правительства Кыргызстана, которое должно быть вынесено в конце августа, после чего ПКГ займется устройством штаба в Оше.

Их пребывание будет продолжаться четыре месяца и может продлиться только в том случае, если руководство Кыргызстана направит об этом отдельный запрос.

Решение ОБСЕ последовало в ответ на обращение за помощью, сделанное властями Кыргызстана после нескольких дней этнических столкновений между кыргызами и узбеками, произошедших в июне в южных городах Ош и Жалалабад и их окрестностях.

Согласно последним данным Минздрава КР, в те дни погибли 355 человек. Множество домов, магазинов и других зданий пострадали в результате мародерств и поджогов.

Консультативная группа будет заниматься мониторингом работы подразделений правоохранительных органов и предоставлять им консультации относительно того, как восстанавливать порядок и сокращать этнические трения.

Шесть групп по семь полицейских, посредник для работы с местными общинами и переводчики будут сопровождать сотрудников милиции, патрулирующих улицы. ПКГ будут составлять сотрудники полиции из России, США, Болгарии, Турции, Литвы и Финляндии.

[poll id=»35″]

«В качестве нейтральной стороны на местах полицейские советники будут играть важную роль в восстановлении доверия между людьми и правоохранительными органами», — сказал IWPR Лилиан Дарий, заместитель главы Центра ОБСЕ в Бишкеке.

Официальные лица в Кыргызстане говорят, что полицейские отряды ОБСЕ будут играть роль посредников между милицией, состоящей в основном из этнических кыргызов, и местным населением, особенно узбеками.

Фарид Ниязов, руководитель Информационно-координационного центра Администрации Президента КР, сказал IWPR, что такая сила сейчас необходима, поскольку местным властям на юге Кыргызстана не удалось наладить отношения двух общин.

«Президент страны уже давно ставила вопрос… о том, что местные чиновники и правоохранительные органы должны наладить контакт и обеспечить высокий уровень доверия между местными гражданами и правоохранительными органами, — сказал он. — Этого не было достигнуто, к сожалению».

Среди оппонентов ввода группы полицейских — местные чиновники на юге Кыргызстана, а также гражданское движение под названием «Народ Кыргызстана против ввода внешних сил», которое с середины июля провело несколько демонстраций в Бишкеке и других населенных пунктах.

Они предупреждают, что иностранное присутствие может усложнить ситуацию, подорвать авторитет местной милиции, а также что это присутствие может затянуться на неопределенный срок.

Айбек Саипов, один из организаторов гражданского движения «Народ Кыргызстана против ввода внешних сил», считает, что нет необходимости в присутствии сил ОБСЕ.

«Обстановка более-менее стабилизируется. Народ и молодежь собираются идти и помогать милиционерам», — сказал он.

Саипов отрицает, что за его движением стоит какая-либо политическая группа.

Во время демонстраций протестующие держали плакаты с надписью «Не позволим превратить эту страну в Косово», что отражает их мнение, что узбеки на юге Кыргызстана могут использовать иностранное присутствие для предъявления требований о создании автономии. Они видят общие черты с ситуацией в Косово, которое из части Сербии превратилось в албанское независимое государство.

Политолог Марс Сариев разделяет эти опасения и высказывает предположение, что полиция ОБСЕ может покровительствовать узбекскому меньшинству и сообщать о нарушении прав узбеков. По его предположению, узбекская диаспора тоже будет спекулировать этим и подогревать ситуацию. И тогда полицейские силы могут доложить верхам, что узбеки могли бы иметь какую-то автономию.

IWPR обратился с этими вопросами в штаб-квартиру ОБСЕ в Вене и получил ответ, что возможность ввода полицейских сил ОБСЕ была рассмотрена по запросу правительства Кыргызстана, и задачей полицейской консультативной группы является «содействие попыткам создания стабильности и доверия, необходимых для восстановления связей между общинами и общего будущего. То, как страна создает свое будущее, зависит только от ее лидеров и ее граждан».

Заявление ОБСЕ относительно размещения консультативной группы в Кыргызстане

Другие аналитики говорят, что при наличии неподдельных опасений о судьбе суверенитета страны, частью оппозиции управляют группы со своими планами и интересами.

Некоторые из них, например, чиновники и правоохранительные органы на юге Кыргызстана, воспринимают полицейские силы ОБСЕ как прямой вызов своей власти. Между тем, определенные политические партии используют сложившуюся ситуацию как способ «засветиться» перед назначенными на октябрь парламентскими выборами.

«Вопрос… крайне политизирован, — сказал эксперт бишкекского аналитического центра “Полис Азия” Павел Дятленко. — Многие политические силы в преддверии парламентских выборов пытаются заработать очки на этом вопросе, искусственно его раздувая. Не исключено, что для некоторых политиков этот вопрос является очень удобным для собственного продвижения в информационное пространство».

Известная правозащитница Азиза Абдирасулова из организации «Кылым Шамы» сказала, что противники введения сил ОБСЕ включают в себя «тех, кто плохо информирован и думает, что если полицейские силы придут сюда, то они могут захватить страну; вторая группа — те, кто был замешан в этой ситуации [насилие] и боятся, что могут всплыть их незаконные дела; третья — некоторые сотрудники правоохранительных органов, которые извлекают из этого положения выгоду, вымогают деньги у задержанных, берут взятки, фальсифицируют уголовные дела».

Министр внутренних дел Кыргызстана Кубатбек Байболов сказал, что горячие дебаты имеют отдаленное отношение к фактам.

«Это ни что иное, как политическая борьба; ее инструмент перед предстоящими парламентскими выборами», — процитировало Байболова Кыргызское телеграфное агентство (КирТАГ).

По мнению двух журналистов с юга Кыргызстана, непохоже, чтобы анти-ОБСЕ-настроения росли. Ни один из них не захотел дать свое имя, так как ситуация на юге остается неустойчивой.

Один из репортеров из Оша сказал, что жители города узбекской национальности поддерживают план, так как не доверяют местным отделениям правоохранительных органов. Другой журналист, оказавшийся свидетелем одного из протестов против ввода ПКГ, сказал, что на нем присутствовали лишь около 700 человек.

«Больше склоняюсь к версии, что это срежиссированные акции. Они искусственно организованы противниками введения полицейской группы ОБСЕ, — сказал он. — По-моему, населению сейчас точно не до ОБСЕ. Сейчас их волнуют бытовые вопросы — восстановление разрушенного и межэтнические вопросы».

Эксперт по вопросам безопасности Леонид Бондарец отмечает, что полицейская группа ОБСЕ будет слишком малочисленна, а сфера ее компетентности — чересчур ограниченна, чтобы повлиять на ситуацию.

«Эта группа из 52 человек может только собирать информацию и больше ничего», — сказал Бондарец, выдвигая предположение, что, собирая взаимные обвинения двух общин, ПКГ будет лишь увеличивать, а не уменьшать трения.

Абдирасулова, однако, сказала, что силы ОБСЕ могут сделать реальный вклад в восстановление доверия в атмосфере, когда некоторые граждане считают милицию жестокой и не заслуживающей доверия.

«Если прибудут полицейские силы ОБСЕ, то есть надежда, что милиционеры будут исполнять свои обязанности как положено по закону и не нарушать его: не избивать задержанных, давать доступ к адвокату, при необходимости оказывать медицинскую помощь и извещать родственников задержанного», — сказала она.

Тимур Токтоналиев, журналист в Бишкеке, прошедший тренинги IWPR и курсы журналистики общественного фонда «Клооп Медиа».

Данная статья была подготовлена в рамках двух проектов IWPR: «Защита прав человека и правозащитное образование посредством СМИ в Центральной Азии», финансируемого Европейской Комиссией, и «Информационная программа по освещению правозащитных вопросов, конфликтов и укреплению доверия», финансируемой Министерством иностранных дел Норвегии.

IWPR несет полную ответственность за содержание данной статьи, которое никоим образом не отражает взгляды стран Европейского Союза или Министерства иностранных дел Норвегии.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Грамотная статья,стремящаяся беспристрастно обрисовать ситуацию с разных сторон.Перед отделением Косово,насколько я помню шла многолетняя война.А подключать к решению таких вопросов наше неграмотное «простое» население и слушать чинуш-националистов и воров-последнее дело.

комментарии закрыты.