Международный комитет по защите журналистов [CPJ] подверг критике заявления кыргызстанских властей о том, что в стране есть свобода слова, а освещение акций протеста не является преступлением. Комитет обвиняет власти в преследовании правозащитника Аскарова и закрытии узбекоязычных телеканалов.
Делегация из Кыргызстана выступила 26 мая на круглом столе в Институте открытого общества в Нью-Йорке, где заявила о том, что страну можно назвать «островом демократии».
«Власти [Кыргызстана] гарантируют свободу слова, а освещение акций протеста не является преступлением», — цитируют слова чиновников CPJ.
Однако правозащитный комитет «категорически не согласен» с этим заявлением.
По данным CPJ, у комитета есть данные о преследовании владельцев средств массовой информации в стране, а также пример того, как местный правозащитник и журналист Азимжан Аскаров был приговорён к пожизненному заключению после прошлогоднего этнического конфликта.
«[Аскаров], как сообщается, снял на камеру жестокость с участием милиции и военных в своём родном селе Базар-Коргон», — пишет в своей странице на сайте CPJ эксперт комитета Музаффар Сулейманов.
По его словам, представители правозащитных организаций, сидевшие на встрече с кыргызстанской делегацией были «испуганы» заявлениями одного из членов кыргызстанской делегации о том, что суд признал Аскарова виновным в соучастии в убийстве милиционера.
«Исследования CPJ показали обратное», — утверждает Сулейманов, ссылаясь на случаи избиения Аскаров в местах лишения свободы.
«Так называемый «остров демократии» может погрузиться в застойные воды авторитаризма, если власти не укрепят один из столпов демократии — свободную прессу», — продолжает эксперт комитета.
Состав делегации
В делегации от Кыргызстана были депутат парламента от партии «Ата-Мекен» Равшанбек Сабиров, заведующая отделом этнического развития и религиозной политики и связей с общественностью аппарата президента Кыргызстана Мира Карыбаева и Эркинбек Мамыров, заведущий отделом правового обеспечения и экспертизы администрации президента.
По словам Сулейманова, Сабиров и Карабаева «высоко оценили» Кыргызстан в обеспечении свободы слова и равных прав для этнических меньшинств.
«Мамыров заверил, что власти расследовали все сообщения о случаях с задержанными по пыткам», — пишет Сулейманов.
Однако сотрудник CPJ заявил о «сфабрикованных» обвинениях в экстремизме против владельцев региональных телеканалов Ош ТВ и Мезон ТВ — Халила Худайбердиева и Джавлона Мирзаходжаева соответственно — после этнического конфликта на юге Кыргызстана в 2010 году.
Власти Кыргызстана были недовольны тем, что незадолго до этнического конфликта оба телеканала транслировали протесты, возглавляемые лидером узбекского меньшинства на юге Кыргызстана, Кадыржаном Батыровым.
«Кудайбердиев и Мирзаходжиев отрицают обвинения [в экстремизме] и заявляют, что их единственным нарушением было освещение акций протеста на юге Кыргызстана», — утверждает CJP.
[poll id=»91″]Реакция делегации
В интервью Kloop.kg, член делегации Равшан Сабиров, депутат от партии «Ата-Мекен», подтвердил, что во время американского визита делегация назвала Кыргызстан «демократическим оствровком» в Центральной Азии.
«У нас по сравнению с другими государствами [Центральной Азии] полная свобода слова. У нас журналисты более свободно чувствуют себя», — заявил Сабиров.
По его словам, CPJ может комментировать их слова «хоть как».
«Надо исходить из реальной ситуации, которая происходит сегодня в Кыргызстане», — сказал Сабиров.
Комментируя ситуацию с обвиняемыми директорами региональных телеканалов Мезон ТВ и Ош ТВ, депутат заявил, что средства массовой информации «должны фильтровать» свои материалы, если они приводят к этническим конфликтам.
Мира Карыбаева, заведующая отделом этнического развития и религиозной политики и связей с общественностью аппарата президента Кыргызстана, в интервью Kloop.kg заявила, что CPJ отрицают «всем известные прописные истины».
«Суд еще на завершен, решение еще не принято», — сказала Карыбаева, имея в виду дело правозащитника Аскарова.
Она добавила, что на юге Кыргызстана до конфликта в июне 2010 года работало 12 средств массовой информации на узбекском языке.
«Если те, кто критикуют мое заявление, даст мне сведения о других странах, соседних, например, где в месте компактного проживания какого-либо меньшинства будет 12 медиа ресурсов, то тогда я могу считать, что они смогли опровергнуть мои заявления», — пояснила Карыбаева.
Карыбаева не отрицает, что ситуация «ухудшилась».
«Даже при этих обстоятельствах 137 школ с узбекским языком обучения никуда не делись», — добавила она.
Она также добавила, что если будут представлены подобные факты в других государствах Центральной Азии, то она примет «упрек», как будто Кыргызстан «не остров демократии».
В интервью Kloop.kg Эркинбек Мамыров, заведующий отделом правового обеспечения и экспертизы администрации президента заявил, что CPJ получает информацию от тех, кто сейчас «находится в бегах» после этнического конфликта на юге страны в прошлом году.
Мамыров заявил, что сейчас в Кыргызстане свобода слова «реально есть и действуйет».
«В отношении журналистов на сегодняшний день каких-либо акций не предпринималось и каких-либо давлений нет», — пояснил он.
Как вы считаете, можно ли назвать Кыргызстан «островом демократии»? Действительно ли в Кыргызстане наиболее развита свобода и слова по сравнению с другими странами Центральной Азии? Оставляйте свои комментарии в специальной форме ниже. Приводите примеры свободы слова в стране, а также ее ограничений [если такие случаи имеются].
Редактор: Бектур Искендер
«Их нация выдающаяся по сравнению с авторитарным регионом Центральной Азии» — какой-то странный перевод.
Почему везде аббревиатура CJP? Правильно же CPJ.
Да, с аббревиатурой облажался… сорри
Ага, и ещё из чужого эккаунта написал.
Пришлось исправлять материал и ставить себя редактором.
ребята, исправьте в предложении «что CPJ получает информацию от тех, что (вероятно кто)сейчас «находится в бегах» после этнического конфликта на юге страны в прошлом году.
Спасибо! Исправили! :)
А мне кажется, что вообще не нужно всякие лейблы придумывать, типа островок, пупок, чочок демократии. Ну есть она и есть. Жители сами оценят. А иностранцы пусть говорят то, что хотят, а наши пусть отпираются, если они реально неправы и благодарят за критику и совет, если мы еще в чем-то не преуспели. По сравнению с другими странами, у нас действительно свободы слова больше, чем у наших соседей.