Председатель Ошского городского суда сообщила, что некоторые судебные процессы проходят на территории воинской части из-за нехватки помещений и тесных залов. В мэрии города заявляют, что денег на постройку новых зданий в бюджете нет.

Кымбат Бекчанова, председатель ошского суда сообщила, что на данный момент городской суд располагает двумя «маленькими» судебными залами. По ее словам, один из них пришел в аварийное состояние в результате землетрясения в 2008 году.

«Приезжали несколько комиссий, в том числе и международные. Было дано заключение, что оно [здание] восстановлению не подлежит, и находится в аварийном состоянии», — говорит Бекчанова.

По ее словам, во втором зале городского суда «невозможно» рассматривать групповые дела и особо тяжкие преступления, связанные с человеческими жизнями и кражей людей.

«Другой [зал] — маленький, даже меньше моего кабинета. Там только пять подсудимых могут вместиться в помещении за решеткой, а там их по 10-15 человек», — сказала Бекчанова в интервью Kloop.kg.

Она сообщила, что из-за тесных помещений приходится проводить судебные слушания на территории воинской части, что вызывает «нежелательные высказывания» со стороны международных организаций из-за ограничения доступа к судебным заседаниям.

Судья сообщила, что дополнительные помещения ее ведомству «обязаны» предоставить местные власти, так как у городского суда нет собственного счета, и деньги выделяются только из республиканского бюджета.

«По действующей конституции Кыргызской Республики, здание с нормальными условиями для работы судебной системы и судей обязаны обеспечить местные органы государственной власти», — сказала Бекчанова.

По словам Бекчановой, она неоднократно обращалась в письменной и устной форме в мэрию города с требованием предоставить суду пять залов, но до сегодняшнего дня этот вопрос остается нерешенным.

Судья заметила, что нехватка помещений затягивает судебные процессы по этническому конфликту и массовым беспорядкам 2010 года.

Сто миллионов сомов на новое здание

Таалай Сабиров, первый вице-мэр Оша сообщил, что мэрия должна получить соответствующее постановление, чтобы обеспечить городской суд дополнительным помещением. По его словам, в этом году в городском бюджете денег для строительства зданий суда не предусмотрено.

«У нас бюджет дырявый после этих событий [межэтнический конфликт 2010 года]. До этих событий они сидели молчали, и теперь получается, что им нужны залы. Для этого потребуется очень много средств, [здание] нужно строить на большом участке», — сказал Сабиров в интервью Kloop.kg.

Вице-мэр сообщил, что мэрия может временно выделить здание старой мэрии для городского суда, так как на строительство нового здания, соблюдая нормы судебных залов, потребуется «сто или более миллионов сомов».

«Они хотят чтобы здание суда находилось в центре города, на окраине не хотят. В центре города у нас пока участка нет, но мы выбираем», — сказал Сабиров.

Адвокат ошской юридической клиники Таир Асанов подтвердил, что судебные залы не оборудованы для рассмотрения дел, связанных с массовыми беспорядками, так как в процессе участвует много людей, и «частенько» нарушаются правила судебных процессов.

«Сотрудники милиции не могут справиться с этой толпой. Действительно, необходимо создать условия, особенно для таких резонансных тяжких уголовных дел. Из-за этого зачастую такие процессы проводят в здании воинской части», — поясняет Асанов.

Юрист рассказал, что судебные процессы должны проводиться открыто и быть доступными для населения. По его словам, проведение слушаний на территории воинской части противоречит конституции и уголовно-процессуальному кодексу Кыргызстана.

«Когда эти дела проходят в воинской части, не всех желающих туда пропускают, поскольку там стоят постовые солдаты, они проверяют документы, удостоверяющие личность, и пропускают только несколько человек», — сообщил адвокат.

Другой адвокат Назгуль Ширинбаева рассказала, что проведение судебных процессов на территории воинской части связано с необходимостью обеспечения безопасности участников судебного процесса. По ее словам, на адвокатов, судей и родственников обвиняемых были нападения со стороны родственников потерпевших, и сил конвоя не хватило чтобы предотвратить стычки.

«Воинская часть —это военизированное специализированное учреждение, это военнослужащие, которые способствуют защите. Мы считаем, что это правильно, все таки там соблюдается гарантия безопасности. А, фактически, процесс должен проводиться именно в здании суда», — сказала Ширинбаева.

Правозащитник Сардар Багишбеков считает, что по поводу проведения судебных процессов в выездном формате решение принимают сами суды, но они должны быть обоснованными.

Багишбеков также сообщил, что были факты нападения на адвокатов и решение проводить судебные слушания в частях вызвано с целью обеспечения безопасности участников суда.

Нарушения судебных процессов

По данным отчета правозащитной организации «Граждане против коррупции», в ходе судебных процессов, связанных с этническим конфликтом на юге Кыргызстана в июне 2010 года, «толпы женщин», так называемые ОБОН [отряд баб особого назначения], собирались у здания суда, выкрикивая угрозы в адрес обвиняемых и их адвокатов, а также родственников.

«Вследствие этого суды проходят в воинских частях, куда не могли прийти родственники обвиняемых из-за угрозы их жизни», — говорится в отчете организации.

По данным отчета, также имеются «неоднократные» факты избиения адвокатов толпами женщин в присутствии прокуроров и работников милиции.

Подробнее о заявлениях правозащитников

Редактор: Александр Ким