Ученицы средних школ не допускаются к урокам если носят платки, заявляет организация «Мутакалим», защищающая права мусульман. Министерство образования говорит, что ученики должны выглядеть «как школьники» и не носить любые головные уборы.

Глава «Мутакалима» Жамал Фронтбек кызы говорит, что с начала учебного года к ним в организацию поступило более 150 жалоб на недопуск девочек-мусульманок к учёбе за платки.

Среди школ, на которые жалуются мусульмане Кыргызстана — бишкекские школы №2, №8, №60, №69, №80.

«Они ставят условие — или снимаете платок, или образование вы не получите, не войдёте», — жалуется Фронтбек кызы.

Руководства трёх из перечисленных лидером «Мутакалима» школ опровергли её слова.

Директор школы №80 Амантай Байымбетова заявила, что её школа не запрещает девочкам ношение платков.

«Надо ко всем относиться гуманно», — сказала она в интервью Kloop.kg.

Представители школ №2 и №60 сказали, что у них вообще нет учениц в платках.

Масштабы республики

Однако Фронтбек кызы настаивает на существовании «дискриминации», которая, по её словам, охватила всю страну.

В запрете на ношение платков она обвиняет министерство образования.

«В министерстве образования сидят люди, которые не понимают конституцию или не хотят понимать. Каждый ребенок имеет право одеваться как он хочет», — считает Фронтбек кызы.

Она заявила, что если министерство не отменит запреты, то «Мутакалим» будет подавать на ведомство в суд, а также устраивать акции протеста.

«Платок же не мешает учёбе», — говорит лидер «Мутакалима».

Белый верх, чёрный низ

Министерство образования не отрицает свою позицию против платков в школах.

Пресс-секретарь министерства Керез Жукеева считает, что все школьники должны соответствовать форме одежды, определенной уставами государственных школ — белый верх, чёрный низ.

Министерство оправдывает ношение школьниками похожей одежды борьбой за социальное равенство.

«У кого-то родители побогаче, они не могут обеспечить ребенка дорогостоящей одеждой. Но второй ребенок может быть не может позволить себе такой роскоши», — объясняет пресс-секретарь министерства.

«В школе ребенок должен чувствовать себя учащимся», — считает Жукеева.

[poll id=”106″]

Министерство образования не считает запрет на платки нарушением прав верующих — по словам Жукеевой, ученики не могут носить в школах любые, даже не религиозные, головные уборы, включая национальный калпак.

«Внутри класса нужно снимать головной убор», — говорит пресс-секретарь министерства.

Глобальный вопрос

Вопрос ношения платков вызывает дебаты во всём мире — в нескольких странах Европы мусульманки не могут носить платки в государственных учебных заведениях.

Сторонники запрета ссылаются на светский статус в странах, где он применяется, а также на то, что платки мешают женщинам интегрироваться в европейское общество.

Бывший британский премьер-министр Тони Блэр назвал в 2006 году мусульманский платок «знаком разделения общества».

В свою очередь, противники запрета указывают на недопустимость вмешательства государства в частную жизнь людей.

Согласно опросу, проведенному в Лондоне в ноябре 2006 года, 75 процентов респондентов в британской столице поддержали право женщин одеваться «согласно их религиозным убеждениям».

На фото: бахрейнская школьница в платке, автор: Шейн МакКой, лицензия Creative Commons

Как вы считаете, нужно ли запрещать головные уборы в школах? Были ли у вас или у ваших знакомых случаи недопуска к учёбе за платки? Поделитесь своим опытом или мнением в комментариях, используя форму ниже.


19 КОММЕНТАРИИ

  1. если они такие ярые мусульмане, то почему бы им не посещать мусульманские школы? ИМХО

  2. Если хотят носить платки – пускай идут в медресе и получают там офигенное образование в своей парандже.
    Если ходишь в школу – будь добр носи форму, это правило и во время СССР действовало и щас работает. Зачем делить и так разрозненное общество на муслимок в платках и прочих?

  3. Вопрос одежды переходит пределы того что нужно спорить, т.е. проблему в связи с чем это возникло. Если согласно всем нормативно-правовым актам КР и международным, то если девушка или женщина носит платок не скрывающий овал лица она имеет полное право без никаких либо условий. Если конечно как в этом случае говорится белый верх черный низ, то думаю с исламской точки зрения никаких проблем. Далее с чего это все началось и почему до сих пор не угасает, с момента объявления исламского терроризма когда по всем зарубежным СМИ предоставляли что такой та с бородой или же парандже сделал такой то акт. Но извините дорогие граждане когда вам скажут что Буш сделал правильное решение при вступлении в Ирак для распространения прав человека и изоляции атомных бомб, вы не поверите. Также при определении что такое хиджаб, никаб, паранджа лучше думаю тщательно изучить о чем идет речь, т.к. в данном случае вопрос о платках которые не скрывают овал лица и все. А то что при СССР или где там еще …… В СССР продажа жевачек и лимонада все магазина считалось преступлением или праздновния обрезания считалось экстремизмом. В связи с чем перед критикой какой либо религии прошу сперва изучить хотя бы философию и юриспруденцию этих религий, потому что одним из больших грехов всех религий считается богохульство, что несет ответственность согласно законодательству КР.

  4. С одной стороны запрещать посещать школу в платках нельзя, образование для девочек это как раз и есть шанс избавиться от догм, вперед шагнуть, увидеть другое.
    С другой,ж о чем речь, в Джалалабаде учителя в платках! ну разве так можно. государство у нас светское. нельзя смешивать то такие вещи.
    PS и кстати, платки – это уже радикальный ислам. т.к. в Коране не найдете вы указания что мы должны в платках ходить.

  5. ya dumau nado realno prosto razreshit ludyam ispovedovat lubuu veru i priderjivatsya svoih ustoev,kak naprimer v Turkey ili v Dubayah. tam ved toje gosudarstva schitautsa

  6. Мдааа, 2 темы в мире на которые люди не перестают спорить и не могут никогда прийти к общему мнению, это Религия и Политика. Но все же не смогла воздержаться после вышесказанных комментов.

    Лично мое субъективное мнение: я считаю, что мы не должны запрещать носить платок. Как мы громко кричим, что хотим жить в демократическом обществе, не понимая ее принципов.

    AIda,к вашему сведению, в конституции прописано,что каждый имеет право на образование у нас в стране,не зависимо от нации, расы,пола или религии. Так почему, мы должны кого-то дискриминировать, и за них решать,что они должны учиться только в религиозных школах,может завтра из них выйдут ученые в какой-либо научной сфере и будут вносить огромный вклад в развитие страны???

    Если наше министерство утверждает,что есть единая форма “белый верх,черный низ”, якобы ради толерантности и “социального равенства” ко всему слою населения. Бред!!! Блин, о каком равенстве можно говорить, когда в открытую идет дискриминация!!!Девочек не впускают в школу…

    Девочки могут носить “белый верх,черный низ”, а платок можно просто рассматривать как головной убор или просто украшение.Носить заколку или ободок для волос не запрещается ведь. Платок нисколько не мешают ребенку учиться или интегрироваться.

    Муслим,Life, сколько можно СССРскими правилами жить????И вообще, где это сказано,что “светское государство” определяется не ношением платков, а ношением именно открытой одежды???

    Возвращаясь к СССР,как “Папочка” Ленин говорил: “Учись, учись и еще раз учись”. То Ислам тоже призывает к получению образования и самая первая строка в Коране начинается со слово: Учитесь….

    И вообще, (Life) прочтите повнимательнее Коран, прежде чем что либо утверждать. Суть ношения платков в том, что волосы и шея женщины являются одни из самых привлекательных “частей тела”, которые любого мужчину могут возбудить. Поэтому советуется прикрывать волосы и шею, но не закрывать полностью лицо.

    Любому правилу или закону, пусть оно в Конституции или в Коране прописано, есть свое логическое объяснение.

    Почему наше общество в таком “дерьме” (сорри за выражение), потому что никто не придерживается законам ни Конституции, ни Корана или Библии и тд.

  7. считаю в отношении платков должна быть свобода личности. те, кто хочет пусть носят. я вообще против
    любого дресс-кода где бы то ни было, даже на вечеринке.
    считаю в отношении одежды никто не имеет право не дать
    одеваться людям так, как они сами хотят. я против всяких
    запретов одежды и навязываний, пусть хоть чайник оденут,
    оставьте девушек в платках в покое.

  8. в платках пусть лучше дома сидят. Нечего говорить, что права нарушаются. школа должна быть как школой. пусть идут учиться в медресе тогда.

  9. Зачем правозащитники так возмущаются из-за платков? Бесит! По Корану так надо, да? А ещё, между прочим, по Корану нельзя в одном помещении с парнями находиться тоесть: с одноклассниками тусоваться можно, а платки снять нельзя? Что за чушь?! Не складывается тут у вас, дорогие мои мусульмане….Хотя,пофиг на то, что вы там делаете. Каждая школа сама решает, пускать или нет.

  10. булар жоолукту башына салып алып, озунчо эле мода кылып алышты. жолукчан журуп алып эле, калп эле биз накта момун мусулманбыз деп, согунушот, эркектер менен журушот, урушушат, ошолор деле намазга жыгылышпайт. бирок, кичине-кичине ойноп алып туруп, адатын коюшатго дейм.

  11. тут платок рассматривается не как часть одежды или гардероба, сдесь он имеет другое значение.
    я думаю что у этих девочек должен быть выбор. сейчас их семья ее лишает.

  12. Демократия? Да, что там! На родине демократии в США негры не считались людьми, они были вещами до середины 20-века. Местные индейцы не имели никаких прав, их просто истребляли… у кого вы хотите учить дермократию?

    Если девушка разделась и пошла в школу – это свобода личностного выбора. А если она хочет носить платок – это нельзя?

  13. Биринчиден ОРОНУУ бул сенин же менин ойлоп тапкан нерсем эмес, сени жана мени жараткан Алланын буйругу. Аны талкууга алууга, четке кагууга эч кимдин акы жок. Алгач дин жөнүндө маалымат алгыла, андан соң сүйлөгүлө.!!!

  14. “Директор школы №80 Амантай Байымбетова заявила, что её школа не запрещает девочкам ношение платков”

    Врет и не краснеет. Я знаю двоих учиниц в платках в ее школе, за которыми она попятам ходила, срывала платки, унижала их. Одна не вытерпев перевелась в другую школу. А теперь людям она заявляет что “всем нужно относится гуманно” … что за бред?!

  15. Po mne, esli chelovek hochet i imeet na eto pravo – nikto emu nevprave eto zapretit! Konechno lyudi raznye, no ne obobshayte te, kto dumaet chto oni eto delayut ne ot chistogo serdtsa, puskay kajdyi sam otvechaet za svoi postupki! Hochu, pravo imeyu-budu nosit! A te kto ne hochet-puskay ne nosit!

  16. запрещать платки – патриархально

    вот и до нас дошла это ужасная “светская” отмазка для того, чтобы не давать доступ женщинам к образованию.
    это не просто вопрос свободы вероисповедания, даже совсем нет, это вопрос нарушения прав человека женщины.

    эту же “светскую” риторику использовали патриархальные националисты в турции, когда запретили женщинам в платках участвовать в политике, ходить в универы и администрировать выборы в стране.

    я не считаю, что запрет платков – это только советская практика, это чистой воды патриархальное угнетение женщин, которую подали под постсовестким соусом, ее же подают, как европейскую в европе, ататюрскую в турции.

    для меня важно, чтобы мы могли отличать патриархальные и исламофобные практики от политизации религии, будь это атеизм, ислам или христианство и тп, и понимали, когда это в первую очередь нарушение прав и свобод этих девочек, не просто как мусульманок, а именно женщин.

    я сама большая поклонница исламского феминизма, ведь они поднимают проблему того, как общество использует и доминирующую патриархальную интерпретацию ислама, и исламофобную политику регулировать и контролировать женщин, их тела и жизни. мусульманские феминистки и феминисты чаще всего, как никто, осознают и знаю, что такое требовать и иметь право выбирать, решать за свое тело и свою жизнь, и им приходится работать как и с такими “светскими” атаками, как и андроцентричными риториками внутри инстута религии.

    аргх.

  17. Какая дискриминация? По-вашему, мусульмане дискриминируют мусульман?
    Потом, раз есть форма, и она для всех, то почему кому то должны делаться исключения?
    Это ведь не девочки-мусульманки хотят так ходить, это их фанатичные родители этого хотят. Откуда у детей желание это? Им родители сказали что так надо – значит это правильно.
    Или, ДОПУСТИМ, мне религия запрещает одевать белый и черный цвет. Для меня сделают исключение? сомневаюсь. Ну что такого если они снимут платок на время учебы? Мусульманками то они не перестанут быть.
    НО.
    с другой стороны каждый человек действительно имеет право носить то что хочет, хоть форму, хоть не форму.
    но я сам видел как девушки, все из себя такие мусульманки в платке и матерятся как сапожники. Зачем спрашивается платок? Они могут нарушать другие принципы ислама, но платок это обязательно, без него ведь никак!
    По-моему, запрещать не надо, надо грамотно убедить их что можно обойтись и без платка в школе, это не мечеть, можно и без платка посидеть.

  18. Knoxville, да ты прав есть родители которые надевают платок на своих детей заставляя их. Хотя их не много, но они это делают из-за любви к своему чаду. Дисциплинируя, уча правилам Ислама. Вас никто не заставлял учить стихи в школе, решать алгебру, справлять постель после сна, убирать за собой посуду в кухне? Спрашивается, зачем родителям вас заставлять всему этому? Ответ очевиден: чтобы потом ребенок сказал – “Вы были правы, спасибо что не дали мне стать разгелдяем и поддержали меня вашей волей, и сделали меня человеком!”

    Платок – символ чистоты, целомудрия. Не каждый осмелится заиграть с платковой девушкой. Она будет казаться ей недоступной, ценной. Он лучше за дешовками погоняет, они то бесплатны, и пообнимать можно, поцеловать, потрогать, а то и в постель одну заташить. А что, кто этому помешает? Никто. А платок бы помешал…

    Да, к сожалению есть среди мусульманок те, которые матерятся. Дух ислама еще не проник в их сердца глубоко. Хотя внешне они и проявляют праведность, но нутро еще требует детальной полировки. Но, они на правильном пути. На пути самодисциплыни и очищения. Еще не много и из низ выйдет прекрасная верующая. Иншааллах!

  19. Мени менен сенин айтканынды эмес. Буткул ааламдын жаратуучусунун айтканын кылсын. 2 метр жерге барганда (кабырда) ушул айткан созубуз учун жараткандын алдыда ар бирибиз жооп беребиз. Жараткан озу туура жолдо журушту баарыбызга насип этсин. Жарым жыланач болуп калуудан жараткан озун сакта…

Comments are closed.