Количество больных туберкулезом в стране сокращается за последние десять лет, заявляют медики. Они объясняют это улучшением уровня и условий жизни. Однако несмотря на показатели, по мнению некоторых экспертов ситуация остается «критической».

Марат заболел туберкулезом в прошлом году, когда работал строителем в Москве. Сначала у него обнаружили грипп, а затем из-за пониженного иммунитета развился туберкулез распада легких. По его словам, в Москве он жил «с такими же мигрантами, как и он».

«Не знаю, как я заразился. Поехал в Москву, заболел гриппом и вернулся в Бишкек с осложнениями. Со мной вместе заболели мои друзья и коллеги, и мы вместе приехали в Бишкек», — рассказал Марат.

Два с половиной месяца он лежал в больнице и еще четыре месяца проходил амбулаторное лечение после возвращения в Бишкек. Вскоре контактной формой туберкулеза заболела годовалая дочь Марата. После прохождения курса терапии отец с дочерью пошли на поправку.

«Болезнь мигрантов»

Генеральный директор Национального центра фтизиатрии Автандил Алишеров считает, что мигранты являются наиболее уязвимой группой, так как находятся в непригодных для проживания условиях, а потом «привозят» туберкулез с собой.

«Конечно, если они [мигранты] снимают квартиру, и на 15-ти квадратных метрах посменно живут 30 человек, а туберкулез — это заразная инфекция, она передается воздушно-капельным путем, естественно, они заражают друг друга, — объясняет Алишеров.

[stextbox id=»custom» caption=»Туберкулез» float=»true» align=»right» color=»222222″ ccolor=»ffffff» bcolor=»dddddd» bgcolor=»dddddd» cbgcolor=»800000″ image=»null»]

Туберкулез – заразное инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза – палочкой Коха. Болезнь передается воздушно-капельным путем только от больных открытой формы туберкулеза при чихании или кашле.

Для того, чтобы болезнь развилась нужно несколько факторов: пониженный иммунитет, плохое или неправильное питание, низкий уровень жизни.[/stextbox]

Также медик указал на то, что заболевшие занимаются «самолечением».

«Они, не зная, что нельзя так относиться к своему здоровью, начинают сами лечиться, и тогда уже в тяжелейшем состоянии их отправляют на поезде к нам [в Кыргызстан]», — сетует врач.

Снижение заболеваемости

Тем не менее, сам Алишеров отмечает снижение количества заболевших туберкулезом за последнее десятилетие.

«В 2001-2002 годах заболеваемость составляла 126 случаев на 100 тысяч населения. За 2010 год — 97 человек на 100 тысяч. Если учесть, что туберкулез — социальная болезнь, несмотря на революции, состояние экономики, условия жизни наших людей, несмотря на это мы добились такого снижения», — объясняет глава центра фтизиатрии.

Однако министерство здравоохранения приводит другие данные за последний год. По сравнению с предыдущим годом количество заболевших уменьшилось на один процент — со 100 заболевших туберкулезом до 99 на 100 тысяч населения.

По словам Автандила Алишерова, показатель смертности от туберкулеза уменьшился в Кыргызстане в два раза.

«В 2002 год этот показатель был в пределах 16 случаев, а за 2010 год — почти 8 случаев на 100 тысяч населения», — говорит Алишеров.

Станислав Мартиросьян, директор социального общежития «Феникс» для больных туберкулезом, сам перенесший болезнь, согласен с утверждением Алишерова о снижении показателей.

«Я это вижу сам, потому что мы сотрудничаем с Чуйским областным центром туберкулеза, городским центром, с Национальным центром фтизиатрии. В принципе по показателям я вижу, что действительно так и есть», — сказал Мартиросьян в интервью Kloop.kg.

По его словам, повысился показатель выявляемости больных туберкулезом людей.

«За последний год мы выявили именно тех людей, которые освободились из мест лишения свободы и обратились к нам за помощью в социальное бюро «Феникс» и социальное общежитие «Феникс Хостел». За весь год было всего лишь четыре-пять человек. Если брать 2009-2010 года, то в месяц обращались два-три человека», — пояснил Мартиросьян.

[pullquote]Несмотря на снижение динамики заболеваемости туберкулезом, медики говорят о критической ситуации[/pullquote]

Обстановка пока критическая

Несмотря на то, что глава национального центра фтизиатрии отмечает снижение заболеваемости, он подчеркнул, что ситуация с туберкулезом в стране остается «критической».

«По международным критериям, если заболеваемость в стране превышает 50 случаев на 100 000 населения — в стране считается чрезвычайная ситуация по туберкулезу. Значит у нас сегодня 97, больше чем 50, и все равно остается у нас по туберкулезу ситуация эпиднапряженной», — пояснил врач.

Стратегия ДОТС

Снижение уровня смертности медики связывают с использованием методики ДОТС, признанной Всемирной организацией здравоохранения.

[stextbox id=»custom» caption=»DOTS» float=»true» width=»170″ color=»222222″ ccolor=»ffffff» bcolor=»dddddd» bgcolor=»dddddd» cbgcolor=»800000″ image=»null»]Стратегия ДОТС заключается в пяти идеях:

  • Участие государства в борьбе с туберкулезом
  • Диагностика проводится с исследованием мокроты
  • Непосредственное наблюдение и курс химиотерапии
  • Своевременный прием лекарств
  • Регистрация случаев заболевания[/stextbox]

В переводе с английского языка DOTS — Directly Observed Treatment, Short-course — значит Лечение под непосредственным наблюдением, короткий курс.

ВОЗ рекомендует, чтобы все больные туберкулезом как минимум в первые два месяца терапии находились под наблюдением, которое осуществляется независимым представителем. Это позволяет контролировать своевременный прием лекарств больным.

Дискриминация по болезни

Самой главной проблемой при лечении туберкулеза, по словам Марата, является не обеспечение лекарствами, а дискриминация заболевших туберкулезом.

«Были, конечно, финансовые проблемы, но лекарства я получал бесплатно. Я считаю, что самое главное – это поддержка близких и родных тебе людей. Без нее трудно справиться со стигмой в обществе. Да, многие люди отвернулись тогда от меня, но меня поддерживала жена и родня. И это помогло мне вылечиться от этой болезни», — рассказал Марат в интервью Kloop.kg.

Он считает, что туберкулезом может заболеть каждый, и после болезни трудно найти себе работу, так как появляются физические ограничения.

«Никто не застрахован от туберкулеза. Будь ты хоть богач или же спортсмен. Я был абсолютно здоровым, а теперь я физически ни на что не годен. По профессии я был строителем, а сейчас мне запрещены сильные нагрузки», — сетует Марат.
Сейчас он продолжает ходить в поликлинику и принимать закрепляющие лекарства.