В регионе Кыргызстана с самыми суровыми климатическими условиями и неразвитой инфраструктурой женщины трудятся на тяжелом производстве либо ищут доноров для открытия бизнеса.

Тридцативосьмилетняя Махабат живет в селе Солтон-Сары Нарынской области. В этом поселении кустарным путем добывается золото. Махабат перемывает и просеивает землю и камни, которые ей мешками привозят с гор. Ежедневно она перемывает десятки килограммов камней, тщательно отделяя золотые крупицы.

По словам Махабат, ее муж не может работать из-за проблем со здоровьем, а в семье растут еще четверо несовершеннолетних детей, которые учатся в школе.

«Люди приносят камни с золотом, я полощу их. Это трудная работа, и весь мой заработок зависит от того, сколько мешков камней я перемою», — рассказывает женщина.

Она объясняет, что вынуждена заниматься добычей золота, потому что другой работы в ее селе нет.

«Мы ничего не получаем — ни пенсий, ни пособий. Рудники истощаются — золота не достать, и мы мучаемся. Нет золота — нет работы», — сетует Махабат.

Женщина жалуется, что вырученных средств ей еле хватает на жизнь, а чтобы обеспечить маленьких детей, приходится брать деньги в долг.

«Нужно детей растить, мужа лечить. У мужа болит сердце, печень и другие внутренние органы. Только его лекарства обходятся в пять-шесть тысяч сомов. За 10-15 дней мы съедаем по мешку муки, да и дети маленькие должны хорошо питаться», – сказала женщина.

По словам Махабат, камни и самородки ей приносят соседи.

«В месяц я промываю около 10 мешков камней. Они не говорят, на какую сумму сомов я добываю им золота, а просто дают немного денег на жизнь», – рассказала Махабат в интервью «Клоопу».

По словам женщины, в месяц она зарабатывает около двух тысяч сомов.

«Мужская работа»

В столице области, Нарыне, более трех десятков семей занимаются изготовлением кирпичей в местном кооперативе. На участке, принадлежащем кооперативу, женщины Айнаш и Нуриза работают вместе с мужчинами. Они замешивают глину с водой из рек и заливают ее в формы, где сушат заготовки кирпичей.

«Мы сами продаем эти кирпичи по восемь сомов за штуку. Никто нам помогает, нет работы, разве мы от достатка землю копаем?», – сетует один из работников кооператива, Темирбек Исмаилов.

По словам главы кооператива и хозяина земли Жыргала, он открыл его, чтобы дать безработным жителям Нарына возможность зарабатывать.

Айнаш говорит, что кроме этой работы у них нет других источников дохода.

«Мы кормим детей, платим контракты в вузах только за счет земли, то есть продажи кирпичей. Кирпичи покупают люди из деревень, самого Нарына для строительства домов, сараев, гаражей и заборов», – рассказывает Айнаш в интервью «Клоопу».

Нарынская область занимает почти четверть площади Кыргызстана и характеризуется суровыми климатическими условиями. Около 70 процентов ее территории занимают высокогорные хребты. Средняя продолжительность зимы в области — от шести до восьми месяцев, а лета — три месяца, при этом средняя температура воздуха составляет около 15 градусов тепла.

По данным отчета программы Организации Объединенных Наций по сокращению бедности, в области проживает порядка пяти процентов населения республики [около 200 тысяч человек], но при этом там существует самый большой процент безработицы по стране, который вынуждает людей эмигрировать в другие регионы или за границу.

Неразвитая инфраструктура в регионе и отсутствие производства, а также достаточного количества рабочих мест вынуждает людей искать другие источники дохода.

Поиски доноров

Бюбюсайра Солкоева из Ат-Башы открыла небольшой цех по переработке дикорастущих ягод и изготовлению маринадов.

«Возле Ат-Башы есть лес, в котором растут дикие ягоды: облепиха, барбарис, шиповник. И смотря на них, у меня возникла мысль, почему бы не начать их переработку», – рассказывает женщина о зарождении идеи.

Она написала проект по переработке облепихи, барбариса, шиповника и отправила в Программу развития ООН. Проект прошел, но для открытия дела ей нужно было вложить и свои деньги.

«ПРООН мне выделила 334 тысяч сомов, сама я собрала 400 тысяч, и открыли цех «Витамин». В нашем цехе работает пять человек: электрик, три женщины и я. Мы специально выбрали многодетных женщин с маленьким доходом», — рассказывает Бюбюсайра Солкоева в интервью «Клоопу».

По трудовому кодексу, в Нарынской области женщины выходят на пенсию в 45 лет из-за тяжелых условий жизни в высокогорье.

До открытия цеха Солкоева 30 лет работала учителем иностранного языка в местной школе. После выхода на пенсию в 45 лет, она еще пять лет преподавала в школе.

«Если раньше я работала и приносила домой деньги, то после выхода на пенсию мне стали необходимы еще финансы для жизни», – говорит Бюбюсайра.

Как утверждает Солкоева, цель ее проекта — это не только заработок, но и обеспечение населения Ат-Башы витаминами, так как ягоды, которые она использует, обычно съедают птицы, либо же они «просто сгнивают».

Отсутствие условий труда

Журналист, освещающая социальные проблемы, Бермет Маткеримова считает, что сейчас женщины чаще заняты на тяжелых работах, чем в советское время, потому что тогда были созданы условия для труда, выплачивались пособия.

«Раньше жалели детей, женщин и пожилых людей и не привлекали к тяжелой работе. На сегодняшний день, женщины не стесняются работать на тяжелых работах для того, чтобы прокормить детей и семью», – рассказывает Маткеримова в интервью «Клоопу».

По мнению эксперта, впоследствии «тяжелой трудовой деятельности» женщины заболевают.

«Никто не думает, что от тяжелой работы женщины болеют и у них могут быть больные дети. А у пожилых женщин нет условий для заботы о себе, потому что жизнь бедная, надо кормить детей, и как-то жить. Есть женщины, работающие в опасных для здоровья местах», — считает журналист.

Маткеримова заявляет, что организаций, защищающих права женщин в обеспечении условий труда, нет.

«Я задаю себе вопрос, есть ли организации, следящие за этим и помогающие им, и защищающие их от таких ситуаций. Их нет. Большинство организаций поднимают вопросы только гендерного неравенства», – говорит эксперт.

По данным Министерства труда, занятости и миграции, в Нарынской области наблюдается наименьшее число экономически активного населения и наименьшую занятость по республике. Из 100 тысяч экономически активного населения заняты около 80 тысяч человек.

Ведомство отмечает, что наиболее эффективными мерами по увеличению занятости населения в регионе являются микрокредитование и стимулирование развития предпринимательства.

За отчетный период 2011 года 127 безработных граждан получили микрокредит, в размере 30 тысяч сомов на год, под 10 процентов годовых, заявляют в ведомстве.

Группы взаимопомощи

Саламат Джумабаева, ассистент координатора общественного фонда «Кэмп Алатоо» по проекту устойчивого управления пастбищными ресурсами бассейнов рек Жерге-Тал и Он-Арча в Нарынской области, рассказала, что женщины, живущие в отдаленных местностях, могут развиваться за счет организации групп взаимопомощи. Сейчас в области работают девять таких групп.

«В группу взаимопомощи входят около 10 женщин. Каждая вкладывает определенное количество денег, получается уже более крупная сумма. Одновременно женщины могут вместе заниматься каким-нибудь бизнесом: народное ремесленничество, швейные кооперативы и так далее», – сказала Джумабаева.

По словам эксперта, представители групп взаимопомощи распространяют информацию среди знакомых — собираются и вместе ходят по селам и рассказывают о новых путях заработка и организации бизнеса.

«У них все очень серьезно: есть свой бухгалтер, который каждый месяц делает финансовые отчеты. Каждый месяц у них проводятся свои собрания для того, чтобы обсудить, куда вкладывать деньги», – рассказала Саламат Джумабаева в интервью «Клоопу».

По мнению Джумабаевой, группы взаимопомощи есть не во всех регионах страны и не все о них знают. Поэтому многие женщины заняты на тяжелых работах».

«Во-первых, в регионах нет достаточного количества рабочих мест. Во-вторых, не все могут создавать группы взаимопомощи, так как они просто не знают о них, да и деньги нужны чтобы начать», – рассказала эксперт.

Работа в кооперативах

Ажарбюбю Бейшеналиевой в будущем году исполнится 60 лет. Она живет в нарынском селе Кара Коюн. В 1975 году она закончила Кыргызский национальный университет и стала работать в своем селе учителем физики.

Уйдя на пенсию, Бейшеналиева 11 лет проработала консультантом в швейцарском проекте по развитию села. Сейчас она возглавляет кооператив по изготовлению изделий из войлока.

«Не ошибусь, если скажу, что моя работа толкнула меня заняться бизнесом. Потому, что работая консультантом в таких сферах как экономика, переработка, маркетинг, сельское хозяйство, животноводство, я научилась писать проекты», — рассказывает женщина.

Ее проект получил одобрение и были выделены средства для финансирования кооператива.

«Сейчас мы шьем шырдаки, и продолжаем традицию предков вышивать национальные узоры. Мы изготавливаем все, что может сделать женщина — приданное невестам», — говорит Бейшеналиева.

По словам женщины, ее кооператив развивается и в нем есть специальное оборудование, что облегчает производство.

«В начале нас было только шесть человек. В 2008 году был осуществлен проект Азиатского банка развития и мы превратились в кооператив. Сейчас в кооперативе на сезонной и постоянной основах зарегистрировано 33 человека. В нашем кооперативе есть машинки для мойки, потрошения шерсти и изготовления шырдаков. Так легче работать», — рассказывает Ажарбюбю Бейшеналиева в интервью «Клоопу».

У Бейшеналиевой большая семья — у нее двое сыновей и три дочери, подрастают семь внуков. Муж женщины также задействован в проектах и работает координатором в сельскохозяйственной организации.