Общественная телерадиокорпорация вернула прямое вещание российского “Первого” канала сразу после того, как Центризбирком огласил 12 ноября итоги президентских выборов. В течение хода выборов канал вещал с опозданием на час. Эксперты считают, что прямую трансляцию «Первого канала», ОТРК должна была вернуть после окончания выборов — 30 октября.

Технический директор Общественной телерадиокорпорации (ОТРК) Бахтияр Алиев подтвердил, что его корпорация вернула прямое вещание российского телеканала.

Ранее, 8 октября Алиев сказал, что ОТРК начнут вещать российский канал в прямом эфире только после оглашения официальных итогов президентских выборов, сославшиcь на то, что ОТРК хочет соблюдать закон, требующий вещание зарубежного ТВ в записи во время проведения выборов.

«Вчера [13 ноября] после 12 ночи, ОТРК начала вещать ОРТ в обычном режиме. Наш телеканал ждал окончательного объявления итогов выборов», — сказал Алиев в интервью «Клоопу».

Технический директор сообщил, что все оборудование, которое использовалось для вещания телеканалов в записи было отправлено в Россию.

«Представители канала ОРТ [старое название “Первого”] из России демонтировали специальное оборудование для записи и просмотра эфира», — добавил он.

В отличие от ОТРК, крупнейшая кабельная сеть в Бишкеке «Ала-ТВ», предлагающая своим абонентам более 60 телеканалов, вернула в свой пакет отключенные на время агитации российские новостные каналы, «Евроньюс» а также американский Си-Эн-Эн, на следующий же день после окончания голосования, 31 октября.

«Как закончилась агитация, мы сразу возобновили вещание», — сказал Василий Гончаров, директор «Ала-ТВ».

Вещание в записи российских телеканалов требовал новый закон о выборах, согласно которому агитация через зарубежные СМИ была запрещена. Новый закон обязал ретрансляторов зарубежных каналов передавать эфир в записи, чтобы иметь возможность вырезать агитационные сюжеты, а также сюжеты «порочащие честь и достоинство» кандидатов.

В самом законе говорится, что ретрансляция в записи должна осуществляться «в период проведения выборов», однако точно не определено, что именно входит в этот период.

«Нарушение закона»

По мнению медиа-эксперта института “Медиа Полиси” Надежды Алишевой, ОТРК должна была возобновить прямую трансляцию российских телеканалов сразу после окончания президентских выборов зо октября.

Алишева говорит, что закон, требующий вещание российских каналов в записи должен был распространяться только на период проведения президентских выборов.

«У данного закона короткое действие, на дней так 30-35. В законе о выборах говорится, что запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных СМИ, которые ретранслируют на нашей территории, только в определенный период. А это относится ко времени, начиная с даты объявления выборов и заканчивается на день голосования», – поделилась эксперт.

Медиа-омбудсмен Акмат Алагушев поддержал мнение Алишевой, однако заявил, что расценивать действия ОТРК как нарушение закона нельзя, так как в самом законе не дано точного определения того, что именно входит в период проведения выборов.

Медиа-эксперт считает, что ОТРК решила перестраховаться, решив вести ретрансляцию в записи до оглашения официальных итогов выборов.

«Выборы же могли быть признаны несостоявшимися. И тогда объявили бы второй тур», — добавил медиа-эксперт.

Закон о ретрансляции в записи

Ретрансляцию российского ТВ в записи Общественная телерадиокорпорация начала с 26 сентября — начало дня агитации кандидатов в президенты.

Кабельная сеть «Ала-ТВ» тоже могла вещать новостные каналы в записи, однако отключила прямое вещание зарубежного ТВ, так как не смогла соблюдать закон из-за отсутствия технических возможностей.

Два других кабельных оператора Бишкека «Долон» и «Смарт» также отключили вещание зарубежных каналов с 25 сентября по 30 октября, из-за отсутствия возможности вещать с опозданием.

Положение о вещании в записи вызвало неоднозначную реакцию в Кыргызстане. Бакыт Аманов, глава телеканала НТС, ретранслирующего российский канал НТВ, назвал эту норму «нарушением прав человека».

Инициаторы закона – депутаты от партии «Ата-Мекен» во главе с Омурбеком Текебаевым – оправдывали закон тем, что не хотят, чтобы другие страны вмешивались в предвыборную борьбу в Кыргызстане.

Сам Текебаев считает, что пострадал от российских телеканалов перед парламентскими выборами 2010 года – тогда они показали серию сюжетов о том, как Текебаев, якобы занимался сексом с неизвестной женщиной. В итоге его партия заняла на выборах пятое место, хотя считалась одним из фаворитов.

Ряд правозащитников назвали действия этого закона введением цензуры.

Редактор: Диана Рахманова

2 КОММЕНТАРИИ

Comments are closed.