Кыргызстан остается одной из самых коррумпированных стран мира на протяжении последних четырех лет согласно рейтингу организации «Транспэренси Интернешнл». В этом году страна осталась на том же 164-м месте, что и в прошлом.

Единственное различие заключается в том, что в прошлом году в рейтинге участвовало 176 стран, а в этом году — 182.

Таким образом, в пропорциональном плане Кыргызстан даже немного уступил.

Набрав 2,1 балла, Кыргызстан соседствует с Камбоджей, Гвинеей и Йеменом.

В прошлому году показатель уровня коррупции в Кыргызстане составлял ровно 2 балла.

Для сравнения, победившая в этом году в рейтинге Новая Зеландия набрала 9,5 баллов.

Рейтинг под названием «Индекс восприятия коррупции» был подготовлен организацией «Трэнсперенси Интернешнл» и представлен в Берлине 1 декабря.

В своём рейтинге организация опиралась на уровень коррумпированности представителей власти, уровень общественного контроля над финансами и уровень эффективности антикоррупционных мер.

Среди соседей по центральноазиатскому региону высоким показателем коррупции отличились Туркменистан и Узбекистан — 1,6 балла набрала каждая из этих стран.

Самый низкий показатель коррупции в регионе, согласно рейтингу, у Казахстана с 2,7 балла, что в глобальной перспективе выглядит неутешительно — страна всё равно оказалась во второй половине таблицы.

Помимо Новой Зеландии, тройку самых «чистых» стран пополнили Дания и Финляндия. Самые низкие показатели в рейтинге у Северной Кореи и Сомали.

Реакция в самом Кыргызстане

Власти Кыргызстана признают существование в стране коррупции. В число борцов с коррупцией включил себя и новоизбранный глава государства Алмазбек Атамбаев, о чём он заявил в своей инаугурационной речи 1 декабря.

«Коррупция — основная наша проблема, которая гложет нас изнутри. Я буду пользоваться всеми полномочиями, чтобы искоренить это явление», — пообещал Атамбаев народу Кыргызстана, вступая в новую должность.

Генеральный секретарь Антикоррупционного делового совета Нурипа Муканова видит оптимизм в относительной стабильности Кыргызстана в рейтинге.

«Хорошо, что на 164-м месте. Последние четыре года у нас стабильно 164-е место и не падаем дальше. Мы боялись, что будет хуже», — поделилась Муканова в интервью «Клоопу».

Коррупция при национализации

Свои опасения по ухудшению позиций в рейтинге «Транспэренси» Муканова объяснила проблемами с национализацией компаний в Кыргызстане после революции 2010 года.

По её мнению, возможные случаи крупной коррупции при многочисленных случаях национализации могли отпугнуть «доброжелательных инвесторов».

При этом, по её словам, с 2003 года в Кыргызстане было заведено всего четыре дела по статье «Коррупция» уголовного кодекса — причём все после свержения президента Бакиева в 2010-м году.

«Эта статья была приведена представителям бывшего режима», — сказала Муканова, имея в виду чиновников, работавших при Бакиеве.

Согласно данным исследования «Балтик Сервэй» по уровню развития Кыргызстана, за последние пять лет проблема коррупции стала немного меньше волновать людей по сравнению с проблемами безработицы и экономического развития страны.

По версии экономического журнала «Форбс», Кыргызстан в июле этого года вошёл в десятку стран с самой худшей экономикой в мире.

«Форбс» тогда объяснил низкую позицию в экономическом рейтинге «высоким уровнем коррупции» в стране.

Что вы думаете о коррупции в Кыргызстане? Насколько для вас важна эта проблема? Как часто вы сталкиваетесь с ней в своей жизни? Напишите своё мнение или поделитесь своим опытом, используя форму для комментариев ниже.

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо за статью. Интересно знать на какой позиции находится страна в плане коррумпированности. Стабильное 164-е. И хорошо, и плохо. Я вижу это больше как «плохо», потому что это лишний раз доказывает, что нет улучшений в борьбе против коррупции. Думаю, что побороть её невозможно. Можно только смягчить. Почему невозможно, потому что государство наше все ещё бедное и не развитое, а для таковых коррупция — выгодна по многим аспектам. Один из важных в моём видении — это, бюрократические припоны. Легче переплотить за услугу, которая, впрочем, и так должна оказываться. Нужно упрощать процедуры и менять подходы к работе гос. органов. Второй момент — это отсутствие смелости и собственной позиции у граждан. Когда говорят заплатить, и при этом не предоставляют квитанцию или показать положение, нужно не молча протягивать деньги, а требовать на каких основаниях взимается плата. Уровень коррупции снизим тогда, когда не будем ни требовать, ни предлагать взяток.

  2. Хорошая статья. Спасибо за информацию.

    Я думаю, что проблема заключается прежде всего в том, что люди не понимают самого значения слова «коррупция». То, что описала Назик — это отнюдь не коррупция, это взятничество. Коррупция означает, что в рядах правительственных органов есть и функционируют криминальные личности, а это уже совсем другая проблема, с которой труднее боротся.

    Мне кажется, нужно сначала просветить народ, raise it’s awareness of the problem, и потом уже искать решение проблемы.

  3. Карина, Вы правы, что люди не понимают самого значения слова «коррупция» и, видимо, Вы тоже не совсем осведомлены.
    Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.
    Получение и дача взятки государственным служащим является одним из проявлений коррупции.

  4. isken, srazy izvinite za ispolzovanie kirilizu, ne imeu dostypa k russian klaviatyre v dannui moment.

    Spasibo za tochnoe opredelenie, no razve «использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам» ne delaet eto lizo kriminalnum, raz ego deistviy protivorechat zakony?

    Naschet vzytnichestva. Da, I absolutno soglasna s Vami, chto eto odno iz proyvlenii korrypzii, no I imela vvidy, chto bolshinstvo ludei vidyt tolko ety storony problemu.

    Mne interesno, kak Vu dymaete, mojno li bydet reshit kogda-nibyd ety problemy y nas, v KG?

    I lichno schitau, chto nyjno nachinat s obrazovaniy & nashego mentaliteta. Ludi yje vurastaut bez yvajeniy k zakony. Vzyt naprimer USA. Ne vajno, byd’ to obuchnui fermer ili dochka presidenta, zakon odin dly vsex. Vse eto ponimaut, tak kak znaut, chto nakazanie obyzatelno bydet. Y nas je, pervay musl’ kotoray prixodit v golovy pri lubom nepriytnom slychaee tak eto «nado otmazat».

  5. Карина, факт использования должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам должен доказать суд и после этого лицо можно назвать «криминальным». Кстати, мне не нравится формулировка «моральные установки» потому что возникает вопрос личности «установщика».
    Ну а для уменьшения коррупции следует, по-моему, ужать государство до минимально возможных размеров.

  6. Hmm, da, soglasna.

    Naschet «моральные установки». I dymau pod etim podrazymevaut obshie moralnue pravila, a yje detali opredelyet kajdui sam.

    A esli sjat gosydarstvennue organu, ne bydyt togda oni brat eshe bolshe, raz vsy vlast zakluchena v rykax neskolkix ludei?

  7. Пока власть будет рассматриваться как источник обогащения, нам коррупцию не побороть!!! Никто произвольно не откажется ни от власти, ни от обогащения , поэтому отбор чиновников всех мастей нужно пропускать через сито общественного мнения, например, на сайте Who is who? или на сайте АДС.

  8. Карина, когда я говорю об «сжатии» государства, я имею в виду не узурпацию того же «объема» власти в одних руках, а уменьшение этого «объема» до минимально необходимого

комментарии закрыты.