Около ста человек выступили 16 декабря у здания парламента с требованием улучшить условия содержания заключенных в СИЗО. Спустя несколько часов, милицией были задержаны 35 человек, среди которых оказались беременные женщины. В ходе задержания пострадала женщина.

Правозащитница Азиза Абдирасулова рассказала корреспонденту «Клоопа», что ей удалось «вытащить» шестерых женщин из изолятора Первомайского РОВД, куда доставили демонстрантов.

По ее словам, все эти женщины были беременными, что стало причиной их освобождения.

В ходе задержания митингующих сотрудниками милиции, одна из женщин получила травму головы. По словам Абдирасуловой, женщина упала при попытке милиционеров затолкать ее в автобус вместе с остальными участниками акции. На данный момент она госпитализирована.

Задержанным участникам акции были предъявлены обвинения по статье 371 Кодекса об административной ответственности, согласно которому, наказанием за неповиновение сотрудникам милиции может служить арест на срок до 30 суток.

Абдирасулова обратилась к сотрудникам милиции с просьбой рассмотреть инцидент по статье 392 — «Нарушение установленного порядка проведения митингов», где санкцией служит штраф.

Дежурный Первомайского РОВД, куда были доставлены родственники заключенных, сообщил корреспонденту «Клоопа», что их не задерживали долго и сразу же отвезли в суд. Представитель милиции отказался оглашать другие подробности о задержании демонстрантов. Пресс-службы МВД и Бишкекского ГУВД заявляют, что не обладает информацией касательно задержания митингующих.

Митинг против условий в СИЗО

Все 35 человек, задержанные милицией — участники акции протеста, которая прошла 16 декабря у Белого дома и собрала, по оценке корреспондентов «Клоопа» около ста человек. Митингующие — родственники заключенных бишкекского СИЗО — требовали отставки главы Госслужбы исполнения наказаний (ГСИН) Шейшенбека Байзакова.

Участники акции протеста таким образом поддержали голодовку, организованную заключенными. Родственники жалуются, что их дети и близкие, находящиеся в следственных изоляторах, «терпят побои и спят по нескольку человек» на одной кровати.

«Я больна и приехала издалека ради сына. Мой сын тоже болеет, но держит голодовку. Там ужасные условия существования. Даже к животным более снисходительно относятся, чем к ним», — рассказала в интервью «Клоопу» одна из участниц митинга.

Большинство митингующих отказывались называть свои имена из-за страха, что «их арестованных детей начнут избивать».

«В тюрьмах нет ни одного сына высокопоставленных чиновников, только дети обычных людей. Они в одну кровать по двое ложатся, их там избивают каждый день. Там ужасные условия для проживания. Если у них такие условия для жизни, [как говорят в ГСИН], тогда почему наши дети голодовку устраивают? Мы возим им все — продукты, одежду, но они не доходят до них!», — рассказала еще одна женщина, участвовавшая в митинге.

Также она добавила, что к тому времени, когда их делегат и трое родственников заключенных были допущены в СИЗО, сотрудники ГСИН уже «улучшили все».

Заместитель главы службы исполнения наказаний, в ведении которой находятся пенитенциарные учреждения, Калыбек Качкыналиев в интервью «Клоопу» опроверг обвинения в адрес ведомства и заявил, что за митингом «стоят какие-то люди».

«У всех заключенных есть свои нары [кровать]. И то, что на двоих человек – одни нары – такого не может быть. И, насчет их посуды, ее достаточно. С сегодняшнего дня во всей республике заключенные прекратили голодовку. Мы не можем улучшить все условия за один день, на это нужны миллионы. У правительства сейчас пока нет такой суммы. Но власти обещают создать специальную комиссию и в следующем году все улучшить», — заявил Качкыналиев.

«Невыносимые» условия

Азиза Абдирасулова стоит во главе общественной организации «Кылым шамы», которая проводит мониторинг пенитенциарных учреждений, в том число следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

В интервью «Клоопу» она подтвердила слова участников акции, назвав условия жизни арестантов в СИЗО «невыносимыми».

Она рассказала об одном из случаев, когда она со своими коллегами приезжала в бишкеский СИЗО. Во время таких визитов, у правозащитников есть возможность поговорить с заключенными и задать им вопросы относительно условий их жизни.

«По словам одного из заключенных в их камере живут 14 человек. Какие там камеры маленькие, и содержание там 14 человек — это уже считается тяжелыми условиями. Они по двое ложатся на одну кровать, а те, кто не вместился спят на полу. На вопрос есть ли у них матрасы, одеяла, подушки, они отвечают, что матрасы очень старые, и нет ничего, чтобы укрыться. Там есть посуда только на пятерых человек, и в тюремных условиях это не соответствует санитарным нормам. На 14 человек всего три ложки и восемь чашек, и то те, которые сделаны из баклажек», — рассказала правозащитница.

Абдирасулова также возмущена поведением сотрудников СИЗО и критикует их грубое отношение к родственникам арестантов, которые приходят их навестить и приносят еду. При обыске камер, по ее словам, сотрудники учреждения «переворачивают все вверх дном»: топчут одежду, разрывают пакеты с чаем и едой, роняют на пол и топчут ее.

Глава правозащитного фонда «Голос Свободы», Сардар Багишбеков, солидарен с Абдирасуловой — в ходе мониторинга он и его коллеги выяснили, что большинство жалоб от заключенных поступает на бытовые условия. К проблемам, перечисленным Азизой Абдирасуловой, он добавил отсутствие стекол в некоторых камерах и капающую воду с потолка последнего этажа.

По его словам, в пенитенциарных учреждениях существует своя коррупция — для того, чтобы передать родным еду и одежду, родственники должны платить сотрудникам СИЗО.

Багишбеков сетует, что власти отказываются оглашать сумму финансовых расходов государства на содержание пенитенциарных учреждений.

В интервью радио «Азаттык» замглавы ГСИН Калыбек Качкыналиев заявлял, что на обеспечение заключенных едой и постелью государство тратит около 175 миллионов сомов.

Визит спецдокладчика ООН

Спецдокладчик ООН по пыткам Хуан Мендес, накануне посетивший Кыргызстан, заметил, что места лишения свободы в республике непригодны для содержания людей. По его словам, одна из основных проблем — отсутствие медицинского обслуживания и очень плохие санитарные условия.

«Медобслуживания практически нет в ИВС, и если требуется медицинская помощь, то они вызывают скорую. Очень плохие санитарные условия», — сказал Мендес, выступая перед журналистами.

Властям Кыргызстана Мендес посоветовал перевести заключенных из мест с особенно суровыми условиями содержания в СИЗО и ИВС с более приемлемыми условиями.

Мендес также заметил, что плохие условия содержания арестантов способствуют учащению применения пыток к заключенным.

Редактор: Анна Лелик

3 КОММЕНТАРИИ

комментарии закрыты.