Власти поссорились с муфтием из-за сравнения кыргызов с «бедуинами»


Ормон Шаршенов, глава госкомиссии по делам религий, возмутился письмом муфтия Чубака ажы Жалилова королю Саудовской Аравии, в котором он назвал кыргызов «бедуинами». По словам Шаршенова, слово «бедуин» является оскорбляющим и унижающим. Сам муфтий говорит, что вкладывал положительное значение в это слово.

Шаршенов недоволен тем, что муфтий назвал кыргызов «бедуинами», когда просил у короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза выделить дополнительные 1500 мест для паломников в Мекку.

«Мы 20 лет как независимая страна — светская. Кто ему разрешил называть свой народ кочевниками, скотами, которые не понимают закон? У них («бедуинов») нет образования — они непросвещенные», — сказал Шаршенов.

Чубак ажы Жалил в интервью «Клоопу» не стал отрицать, что отправил письмо королю Саудовской Аравии с просьбой предоставить дополнительные места для паломников.

Муфтий уточнил, что он использовал слово «бедуин» в значении «кочевник». По словам Жалилова, он специально использовал это слово, чтобы указать на духовное родство между кыргызами и арабами.

«Кочевники — это свободолюбивый народ. Сам президент в своей инаугурации сказал, что кыргызы относятся к цивилизации кочевников. Именно поэтому мы сохранили свою территорию и язык», — пояснил глава муфтията.

Ажы Жалилов добавил, что люди, которые не понимают смысл слова «бедуин» — «неграмотные».

Эксперт по религии Кадыр Маликов говорит, что слово «бедуин» переводится как «кочевник», а в арабской культуре оно синонимично понятиям «храбрость, гордость и гостеприимность».

«Бедуины у арабов отличаются именно этими качествами (храбрость, гордость и гостепримность) по сравнению с городскими жителями арабизированных народов», — прокомментировал в интервью «Клоопу» Маликов.

Легитимность должности муфтия

Глава комиссии по делам религий утверждает, что сравнение кыргызов с бедуинами «задело его честь как кыргыза».

«Ты сам незаконный, почему ты сидя незаконно на своем посту называешь кыргызов людьми, которые не признают законы? Если ты так крут, изберись на свой пост законным образом — с 27 июня 2009 года не можешь провести курултай [общее собрание]», — негодует Шаршенов.

Шаршенов имеет в виду то, что нынешний муфтий был избран решением совета улемов (старейшин) без предварительного проведения курултая мусульманского духовенства.

Муфтий опроверг обвинения главы комиссии и сказал, что из-за апрельской революции невозможно было провести курултай, поэтому его и выбрал совет старейшин.

«Из 35 членов совета улемов (старейшин) присутствовали 33. Были выдвинуты 6 кандидатур, за меня проголосовали 21 улем — 75 процентов», — сказал Жалилов.

По словам муфтия, госкомиссия по делам религий критикует его из-за споров вокруг организации паломничества в Мекку.

«Весь вопрос заключается в том, кто должен организовывать паломничество в Мекку. Он [глава комиссии] считает, что это должно быть в юрисдикиции его комиссии. Его действия противоречат самому факту разделения власти и религии», — добавил глава муфтията.

Шаршенов не согласен со словами Жалилова и говорит, что после апрельской революции 2010 года у муфтия было «достаточно времени», чтобы провести курултай.

«Любой нормальный человек за эти два года постарался бы провести курултай. Мы за это время правительство утвердили, конституцию приняли, нового президента избрали, спикера и премьер-министра», — сказал глава госкомиссии по религии.

Порядок избрания главы муфтията

По уставу «Управления по вопросам религии кыргызстанских мусульман» муфтий должен избираться советом улемов на общем голосовании. Сами улемы выбираются на общем собрании — курултае.

После голосования улемов, кандидатуру муфтия должен утвердить курултай, иначе он не будет выбран.

Чубак ажы Жалил был избран советом улемов в июле 2010 года, после смерти прежнего муфтия Маратаалы ажы Жуманова из-за болезни.

Автор фото: Кувейтская библиотека
Редактор: Эльдияр Арыкбаев


2 КОММЕНТАРИИ

  1. Добрый вечер.
    Исправьте пожалуйста:
    Ажы Жалил на Ажы Жалилов
    Маратаалы ажы Жуманов на Муратаалы ажы Жуманов

    Ну а касаемо проблемы то правительство не должно вмешиваться в дела муфтията, за последние 2 года Чубак ажы не просто сидел, а был делом занят.

  2. Да Чубак ажы не сидел а работал, да и из за какого то слова ссориться нехорошо

Comments are closed.