Заседание по делу Владимира Фарафонова, журналиста, обвиненного в разжигании межнациональной вражды, перенесено на 27 марта. По словам прокурора, свидетели «забыли» о судебном заседании.
На суд должны были придти понятые, которые были свидетелями при восстановлении, предположительно, удаленных файлов с компьютера Фарафонова.
Изъятие данных производил Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ), который обвиняет журналиста в разжигании «национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды».
Сам Фарафонов сомневается в доказательствах спецслужб, утверждая, что сотрудники ГКНБ могли сфальсифицировать улики.
«Куски материалов могли быть скопированы с интернета. […] Поэтому я не признаю, добытые подобным образом, доказательства», — сказал журналист.
ГКНБ оказался недоступным для дачи комментариев после обещания уточнить информацию по делу Фарафонова.
Фарафонов попросил суд учесть его характеристику, опубликованную в книге «Кыргызстан в лицах», где описаны биография президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, экс-президента Розы Отунбаевой и премьер-министра Омурбека Бабанова.
«Признали человека националистом. Для справки, для сведения, у моего подзащитного жена — кыргызка, взрослый сын женат на казашке — это полный интернационализм», — сказал адвокат Фарафонова, передавая книгу судье.
Поддержка от посольства России
Фарафонов попросил помощи у российских властей из-за «недоверия» к правоохранительным органам Кыргызстана.
«Она [поддержка] выходит за грани моральной. Какая, сказать не могу», — поделился журналист. Однако через день после публикации этого материала Фарафонов позвонил «Клоопу» и попросил поменять эту цитату на «Поддержака не только моральная, но и правовая».
Фарафонов и его сторонники, в числе которых политолог Александр Князев и главный редактор газеты «МК Азия» Улугбек Бабакулов, провели 27 февраля пикет возле российского посольства, в ходе которого передали пресс-секретарю Виктору Харченко письмо с призывом о поддержке.
Харченко, в свою очередь, сказал, что посольство России поддерживает Фарафонова как «российского соотечественника».
«Мы провели с ним консультации. У нас есть юридическая фирма в Бишкеке, которая оказывает ему содействие. Мы способствовали тому, чтобы были защищены его права как российского соотечественника и свободного журналиста», — сказал Харченко.
Он уточнил, что посольство помогает всем людям, «этническая родина» которых находится на территории России. Тем не менее, Харченко отрицает помощь Фарафонову по этническому признаку.
Пресс-секретарь ссылается российское законодательство, по которому определяется понятие «российский соотечественник».
Согласно закону «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», понятие «соотечественник» определяется местом рождения, общностью языка, «истории, культурного наследия, традиций и обычаев», а также по потомкам.
«Разжигание национальной вражды»
В отношении Фарафонова в прошлом году было возбуждено уголовное дело по статье уголовного кодекса Кыргызстана, предусматривающей наказание за возбуждение «национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды».
Среди материалов, которые, предположительно, заинтересовали власти Кыргызстана — статья Фарафонова для сайта «Русского единства», в которой он, описывая этнический конфликт 2010 года, написал, что «молодые сельские киргизы отрезали головы малолетним узбекским детям».
Омбудсмен Кыргызстана Турсунбек Акун считает, что ГКНБ не уделяет достаточного внимания проявлениям национализма в кыргызоязычной прессе.
«ГКНБ часто допускает односторонность и однобокость», — сказал «Клоопу» главный правозащитник страны.
Спецслужбы не согласны с этим — пресс-секретарь Госкомитета нацбезопасности Нурлан Токталиев заявил «Клоопу», что в подобных случаях для его ведомства «все граждане одинаковы».
Редактор: Эльдияр Арыкбаев
Зарема, здравствуйте.
Мы с Вами обсуждали вот эту часть Вашего материала:«Она [поддержка] выходит за грани моральной. Какая, сказать не могу», — поделился журналист.
Я всё ещё не теряю надежды, что Вы сдержите обещание, несмотря на то, что номер Вашего мобильного телефона почему-то перестал «обслуживаться».
С уваженеием,
Владимир Фарафонов.