По мнению экс-председателя госкомитета нацбезопасности Артура Медетбекова, смена глав силовых структур означает, что президент хочет усилить ведомства руководителями, которые смогут положительно повлиять на госорганы.

Смена руководства в силовых ведомствах произошла 29 октября — экс-глава госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Шамиль Атаханов возглавил Министерство внутренних дел (МВД) вместо Зарылбека Рысалиева, который ушел в отставку.

Атаханова на должности сменил экс-советник президента Бейшембай Жунусов, который ранее проработал в спецслужбах 25 лет.

Редакция Kloop.kg публикует интервью с экс-председателем ГКНБ Артуром Медетбековым, который прокомментировал смену руководства в силовых структурах.

Kloop.kg: Что изменится в МВД и ГКНБ со сменой глав ведомств?

Медетбеков: Давайте начнем с того, почему произошла такая замена. Во-первых, это, наверное, веление времени, что Атаханова назначили министром внутренних дел.

Скорее всего, это связанно с тем, что в последнее время в средствах массовой информации, да и в аппаратах президента, правительства,
Жогорку Кенеша зачастую были критические замечания в адрес МВД. Это были замечания по оперативной деятельности.

Плюс к этому, между руководителями министерства внутренних дел было противоборство, которое играло свою значительную роль, и замена была связана с этим.

Во-вторых, то, что Атаханова назначили министром внутренних дел, это скорее всего потому, что он ранее работал [в силовых структурах], академию закончил, знает эту структуру изнутри. И это, наверное, связано с тем, что вот эти его интеллигентность и четкая позиция во
многом стимулировали назначение на пост.

Ну, а что касается Жунусова, он — кадровый сотрудник СНБ (Служба нацбезопасности, ныне госкомитет нацбезопасности), профессионал,
проработавший более 25 лет в этих структурах.

Поэтому его назначение зависело от того, какая сегодня ситуация в целом по линии разведки, по линии контрразведовательных мероприятий в стране, в борьбе с международными, террористическими и экстремистскими организациями и их подрывной деятельностью. И вот это, наверное, сыграло определяющую роль при его назначении.

Kloop.kg: Как назначения повлияют на работу этих органов. Как Атаханов может повлиять на реформу МВД?

Медетбеков: Если не ошибаюсь, за 21 год, это, по-моему, уже перемена 20-го министра в системе МВД. За этот период все время твердили, говорили о реформе ведомства, но как таковой реформы МВД, да и в целом правоохранительных органов, не происходило.

Человек, который пришел с новыми видами, с новыми взглядами, возможно, сделает всевозможные направления для того, чтобы провести реформы в целом МВД.

Реформы должны коснуться всех – от рядового состава до руководителей в системе МВД, потому что в нынешней ситуации экономический, политический и профессиональный кризис коснулся всех ветвей власти и, если нового министра утвердят в парламенте и дадут ему возможность реформировать, исходя из сегодняшней ситуации, то это принесет очень большие плюсы.

От смены руководителя, в целом, много не зависит, здесь должен работать коллектив и сподвижники, которые хотят установить наше
общество, хотят установить законность и порядок в стране и тогда, конечно, выиграет и общество и государство и народ.

Kloop.kg: Может ли назначение Жунусова означать, что президент Алмазбек Атамбаев пытается установить контроль в силовых структурах?

Медетбеков: Ну, я бы сказал так, во-первых, Атамбаев достаточно власть контролирует. Если брать спикера парламента – это выходец СДПК (Социал-Демократической партии Кыргызстана, лидером которой являлся и сам Атамбаев), премьер-министр — тоже от СДПК, и все ветви практически в руках одного человека. Что касается прокуратуры, Министерства обороны, ГКНБ, то он итак их курирует.

Другое дело, что контролировать — это одно, там должны быть и специалисты, которые могли бы принести положительные плоды.

Что касается нынешней ситуации, если президент Атамбаев будет доверять силовым структурам и будет требовать от них соблюдения законности то, когда объявляется борьба с преступностью, криминалом или борьба с коррупцией и другими видами преступлений, он не будет допускать, чтобы эта борьба превратилась в компанейщину, будет в этом руководствоваться законом и требовать от своих подчиненных исполнения закона.

Это может сыграть положительную роль. Но, в нынешней ситуации, в далеко еще не стабильной нашей республике, частая смена кадров,
конечно, она я бы сказал к такому более положительному эффекту не приводит, потому что руководители только ознакамливаются, привыкают — процесс ознакомления с оперативными и другими материалами занимает около года.

Что касается именно смены председателя и назначения Жунусова — он профессионал своего дела. За 20 лет в системе национальной
безопасности, особенно в последние 5 лет, произошли изменения. В системе ГКНБ приходили из других служб, из других структур и,
зачастую, непрофессионалы. Теперь все это приводить в какой-то общий знаменатель, выдвигать требования, определять концепцию, направление работы ему будет, конечно, сложно.

Если настоящие патриоты, профессионалы будут всемерно оказывать помощь и произойдет реформа в системе национальной безопасности, они будут четко руководствоваться законам и будут работать на благо родины, не будут заниматься, как это было при Акаеве и Бакиеве, охотой на ведьм или на отдельных политических деятелей, то служба национальной безопасности сможет обеспечить в полной мере безопасность по недопущению массовых беспорядков, по недопущению каких-то подрывных действий со стороны экстремистских организаций. Все зависит от той ситуации, как будут руководить руководители отдельных служб.

Контроль над силовыми структурами уже президентом установлен. Сейчас идет рокировка руководителей силовых структур наиболее
профессиональными кадрами.