Солдат на службе на узбекском погранпункте
Многие молодые узбеки идут служить в армию по ускоренному методу, чтобы потом получить хорошо оплачиваемую работу в силовых структурах, налоговой инспекции или таможенной службе.

Оригинал: Институт по освещению войны и мира (IWPR)

В феврале 2013 года начнется призыв граждан на срочную военную службу.

Согласно законодательству Узбекистана, любой юноша может отслужить по схеме «мобилизационного призывного резерва», своеобразной формы контрактной краткосрочной службы в течение одного месяца. Такая форма военной подготовки доступна тем молодым людям, которые могут оплатить в казну 1 миллион 600 тысяч узбекских сумов (около $ 600).

Затем прошедшие службу до достижения ими двадцати семи лет могут привлекаться к ежегодным военным сборам. В случае возникновения войны или чрезвычайных ситуаций они будут призваны на действительную военную службу.

По данным Экспертной рабочей группы, независимого аналитического центра в Ташкенте, около 60% призывников используют краткосрочный метод службы.

22-летний Анвар из Ташкента, после окончания университета мечтал устроиться в Министерство внутренних дел. «Это солидно, тебя уважают», — рассуждает Анвар.

Работа в такой структуре открывает большие перспективы, как в материальном плане, так и в социальном. Быть милиционером в стране, где поддерживается полицейский режим и имеется большой репрессивный аппарат, выгодно.

«Но без службы в армии меня не брали на работу, — рассказывает Анвар. — Мне пришлось заплатить и служить месяц».

«Конечно, я ни чему не научился, — усмехается Анвар. — Даже автомат собирать не умею, но главное – корочка [военный билет] есть, я поступил на работу и могу двигаться дальше по государственной службе».

Другой резервист, отслуживший в прошлом году по подобной схеме, устроился на работу в налоговую инспекцию и сейчас по его словам живет «безбедно».

Месяц, проведенный в армии, он называет «забавным» и похожим на уроки физкультуры. «Вооружения нам в руки не давали, так как сказали, что все равно из нас никакого толку не будет», — поведал он.

Кадрового офицера из Ташкента такой подход возмущает. По его наблюдениям расчет число желающих за месяц службы получить военный билет и воспользоваться им лишь в целях карьерного роста. Для армии в этом пользы нет никакой, говорит офицер.

«Число профессионалов стремительно сокращается, из армии выходят крайне неподготовленные юноши, которые не смогут справиться с реальной военной угрозой», — сетует он.

Чиновник из Министерства обороны считает, что сейчас властям надо сконцентрироваться на боеспособности армии.

Он всерьез обеспокоен возможными военными конфликтами и растущей угрозой терроризма после окончания операции коалиционных сил в Афганистане и вывода войск из этой страны в 2014 году. «Смогут ли наши военные и неподготовленные резервисты… справиться с угрозой?» — вопрошает он.

Другой собеседник из военного ведомства, также пожелавший остаться неназванным, говорит, что никто и не берет в расчет запасников, получивших военные билеты после краткосрочной службы.

«Основной костяк узбекской армии – сильный и компетентный, — уверенно говорит он. — Нам никакие угрозы не страшны».