Правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» утверждает, что Шухрат Мусин — беженец из Узбекистана — пропал в центре Бишкека 18 февраля. Узбекские власти обвиняют его в «терроризме», правозащитники утверждают, что он подвергался преследованиям по религиозным причинам.
Мусину позвонили днём 18 февраля, после чего он вышел на улицу из собственной квартиры и больше не возвращался — эти данные через восемь дней после случившегося распространила международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» (HRW).
Уроженец узбекского города Ханабад в Ферганской долине, он жил в Кыргызстане с 2008 года, где получил статус беженца и ждал переселения в третью страну по линии Организации объединенных наций.
После пропажи Мусин перестал выходить на связь, и HRW переживает, что его могли насильно увезти в Узбекистан.
В Узбекистане его объявили в розыск, обвинив в «терроризме», а также в «попытке свержения конституционного строя» и причастности к «религиозной экстремистской деятельности».
HRW, в свою очередь, утверждает, что Мусин бежал с семьей из родной страны в 2008 году из-за преследований на религиозной почве.
Город Ханабад, в котором он жил, находится недалеко от областного центра Андижана, где в мае 2005 года были жестоко подавлены протесты против узбекского лидера Ислама Каримова.
После переезда в Кыргызстан у Мусина случались проблемы с местными правоохранительными органами.
По данным HRW, с октября 2010 года по февраль 2011-го он провёл четыре месяца в следственном изоляторе Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) после запроса на экстрадицию со стороны Узбекистана.
Но в феврале 2011 года генпрокуратура Кыргызстана отказала в выдаче его узбекским властям, сославшись на уже полученный Мусиным официальный статус беженца, и ханабадец был отпущен.
Министерство внутренних дел начало расследовать пропажу Мусина после заявления его жены.
Сотрудник пресс-службы МВД Эрнис Осмонбаев сказал корреспонденту Kloop.kg, что выезд Мусина за пределы Кыргызстана не зафиксирован.
HRW отмечает, что в Кыргызстане отмечаются негативные тенденции в отношении к узбекским беженцам.
«У Кыргызстана плохая история защиты узбекских беженцев, которые убегают от религиозного и иного преследования в соседнем Узбекистане», — сказала исследователь HRW по Центральной Азии Мира Ритманн.
Организация ранее подвергла Кыргызстан критике за задержание Хабибулло Сулайманова — узбекского имама, который с ноября бьется за право не быть экстрадированным на родину.
Дело ясное, что дело темное…