Турецкая компания «Пегасус» запускает 21 марта рейс Стамбул-Бишкек. Особенность этих авиалиний в том, что они относятся к так называемым «бюджетным» или «лоу-костам». Что это даёт кыргызстанцам?

Сыйнат Султаналиева влюбилась в бюджетные авиалинии, когда уехала учиться на магистратуру в Великобританию.

«Для меня это было самым лучшим подарком от Европы — узнать, что я могу слетать в Будапешт и обратно всего за 120 фунтов [8700 сомов]», — вспоминает она.

Султаналиева смогла посмотреть Европу, не выходя за пределы рамок своего студенческого бюджета, и неудобства, сопровождающие бюджетные авиалинии, её ничуть не пугали.

«На лоу-костах не предлагается бесплатная еда. Но это и хорошо. Ведь если моя цель — добраться до Львова или до Берлина, значит мне просто нужно долететь туда, а не обжираться во время полета», — говорит она.

Запуск рейсов «Пегасуса» — первого лоу-коста, который будет связывать Кыргызстан с европейскими странами через свой основной аэропорт в Стамбуле — Султаналиева встречает с восторгом.

«Думаю это позволит большему количеству граждан Кыргызстана открыть для себя Европу — билет в Лондон туда-обратно, например, в 500 долларов смогут позволить себе больше людей, чем билет в более чем 1000 долларов», — считает она.

Минимум затрат

У бюджетных авиалиний часто не бывает бизнес-класса, как у этого самолёта авиакомпании EasyJet. Фото: Кристофер Дойл, Фликр, лицензия "Криэйтив Коммонс".
У бюджетных авиалиний часто не бывает бизнес-класса, как у этого самолёта авиакомпании EasyJet. Фото: Кристофер Дойл, Фликр, лицензия “Криэйтив Коммонс”.

Бизнес-модель лоу-костов очень проста — пассажир покупает более дешевый билет за меньший набор удобств. Как правило, у бюджетных авиалиний отсутствуют такие услуги, как бизнес-класс. Есть и другие отличия от стандартных авиалиний.

«У нас на рейсе не будет бесплатного питания, отдельно надо будет воду покупать. Стоимость еды составит от 5 до 8 долларов – небольшая сумма. Некоторые вообще во время полета не едят», — предупреждает гендиректор представительства «Пегасус Азия» в Кыргызстане Жанболот Раимов.

Кроме этого, самолёты «Пегасуса» проводят минимальное количество времени в аэропортах.

«На стоянке самолёт стоит максимум час для обслуживания. Нужно, чтобы он не стоял на месте и постоянно летал. Таким образом мы достигли снижения цен», — говорит Раимов.

Но, в отличие от большинства лоу-костов мира, «Пегасус» позволяет своим пассажирам провозить багаж в размере 20 килограммов в рамках первоначальной стоимости билета.

Турецкая конкуренция

«Пегасус», связывающий в основном города Европы со своим хабом в Стамбуле — новая авиакомпания на мировом рынке лоу-костов. Основанная в 1990 году, первые 15 лет своего существования эта компания занималась исключительно чартерными перевозками.

Но с момента открытия первых бюджетных регулярных рейсов в 2005 году «Пегасус» стремительно растёт, и к 2012 году авиакомпания стала второй по объёмам перевозок в Турции, уступая лишь “Турецким авиалиниям” — гиганту, который до сих пор был монополистом на направлении Бишкек-Стамбул.

«Пегасус» готовится к серьёзной схватке со своим конкурентом-соотечественником — авиакомпания сразу выходит на уровень ежедневных рейсов между Бишкеком и Стамбулом.

“Весь парк молодой, самолеты новые. Так что уровень сервиса и комфорта будет таким же как и «Турецких Авиалиний». Единственное — у нас не будет бизнес-класса, а эконом-класс будет такой же, как и «Турецких Авиалиний»”, — обещает Жанболот Раимов.

“Пегасус” — не первая авиакомпания, которая пробует конкурировать с “Турецкими авиалиниями” на направлении Бишкек-Стамбул. Самолёты кыргызской авиакомпании “Эйр Бишкек” летали между этими городами в 2011 году, но не выдержали конкуренции и решили сосредоточиться на российских направлениях, а также внутренних рейсах.

“Пегасус” обещает задержаться в Бишкеке на более длительный срок и надеется на окупаемость.

Кыргызстанцам станет вдвое дешевле летать даже в такие дальние города, как шведский Стокгольм. Автор фото: Йохан Кловше, "Фликр", лицензия "Криэйтив Коммонс".
Кыргызстанцам станет вдвое дешевле летать даже в такие дальние города, как шведский Стокгольм. Автор фото: Йохан Кловше, “Фликр”, лицензия “Криэйтив Коммонс”.

“Мы хотим, чтобы летал тот слой населения, который раньше не имел возможности из-за дороговизны полётов”, — говорит Раимов.

“Турецкие авиалинии” пока никак не комментируют появление столь сильного конкурента на кыргызском рынке — редакция Kloop.kg пыталась связаться с авиакомпанией, но комментариев так и не получила.

Но эксперты уверены в том, что появление “Пегасуса” скажется на ценах и у “Турецких авиалиний”.

“Большинство людей смотрят на цену, за исключением тех людей, которые многие годы летают “Турецкими Авиалиниями””, — считает Диларам Аширметова, заместитель директора авиакомпании “Эйр Бишкек”.

Салтанат Токшумакова из крупного кыргызского турагентства “Главтур” солидарна с этим мнением.

“Раньше “Турецкие авиалинии” были монополистами и порой цены в сезон были просто неимоверные. Но после появления “Пегасуса” пойдет резко снижение цен — и это всем на руку”, — считает она.

Сколько стоит долететь из Бишкека в города Европы? Сравнение цен:

[table id=77 /]

Стоимость всех вышеуказанных билетов проверялась 28 февраля 2013 года на официальных сайтах авиалиний. В каждом из случаев выбирался наиболее дешёвый билет на полёт туда и обратно, осуществляемый в пределах одного месяца плюс-минус неделя.

Минусы лоу-костов

Но “Турецким авиалиниям”, которые в последние годы выигрывают все мыслимые премии в области авиаиндустрии, не грозит тотальная потеря клиентов — так считает менеджер турагентства Atlas.kg Карылгач Курпулиева.

По уровню комфорта "Турецкие авиалинии" всё равно будут впереди, считают эксперты. Автор фото: Питер Расселл, "Фликр", лицензия "Криэйтив Коммонс".
По уровню комфорта “Турецкие авиалинии” всё равно будут впереди, считают эксперты. Автор фото: Питер Расселл, “Фликр”, лицензия “Криэйтив Коммонс”.

“Турецким авиалиниям не будет никакой конкуренции, абсолютно. Существует разница в ценах, но “Турецкие авиалинии” — это комфорт, удобство и лучшая география полетов”, — уверена Курпулиева.

Не всё так безоблачно в полётах бюджетными авиалиниями — рекламируемые дешевые цены на деле могут оказаться намного выше, особенно если пассажир не знаком с хитростями условий.

Например, очень часто лоу-косты используют маленькие аэропорты, которые могут находиться достаточно далеко от объявляемого в билете города, и пассажиру приходится доплачивать за дорогу из аэропорта.

Нередко самая низкая указываемая цена действует лишь в экстремальном случае — если пассажир летит без багажа, сам распечатывает посадочный талон, ничего не ест во время полёта.

А у некоторых лоу-костов бывают ещё более немыслимые схемы дополнительной платы за билет — например, некоторые бюджетные авиакомпании берут дополнительный сбор, если пассажир расплачивается за билет кредитной или дебетовой карточкой.

С неудобствами лоу-костов на своём собственном примере столкнулась кыргызстанка Айсулу Сулайманова, которая однажды решила полететь вместе с другом из Милана в Барселону рейсом авиакомпании “Райан Эйр” — одного из популярнейших лоу-костов в Европе.

“В аэропорту сотрудник “Райан Эйра” попросил посадочные талоны, которых у нас не было. Он сказал, что зарегистрирует нас на рейс, но мы должны будем доплатить по 60 евро за билет — в три раза больше, чем изначальная стоимость”, — вспоминает она.

За смену билета на другой рейс Сулаймановой пришлось бы платить по 300 евро за билет, поэтому она согласилась на меньшие потери. А затем с неё взяли ещё 75 евро за багаж. В итоге, вместо изначальных 20 евро, она потратила на билет 155.

“Хотя я признаю — я должна была прочитать текст, написанный мелким шрифтом, в котором говорилось об этих условиях”, — признаётся Сулайманова, которая, тем не менее, считает, что лоу-косты могли бы быть более дружелюбными к клиентам.

Обучавшаяся в Великобритании Сыйнат Султаналиева согласна с тем, что порой лоу-косты “напоминают маршрутки”.

“Люди могут иногда вести себя по-хамски, проталкиваться мимо тебя, чтобы сесть на лучшие, на их взгляд, места, так как на лоу-костах за пассажирами не закрепляются определенные места”, — говорит Султаналиева.

Но и она, и Сулайманова единогласны в том, что появление лоу-костов в Кыргызстане открывает возможности, перед которыми эти проблемы не кажутся столь существенными — главное, предупредить потенциальных пассажиров о хитростях условий.

“Многие ведь мечтают хотя бы раз в жизни слетать куда-нибудь заграницу, и теперь эта мечта будет иметь больший шанс на воплощение”, — заключает Султаналиева.

Основное фото: самолёт “Пегасуса” в стамбульском аэропорту Сабиха Гёкчен. Автор фото: пользователь calflier01, сайт “Фликр”, лицензия “Криэйтив Коммонс”.

Уважаемые читатели, есть ли у вас опыт полётов лоу-костами? А может быть вы летали когда-то именно “Пегасусом”? Что думаете по поводу новых авиалиний на рынке Кыргызстана? Оставьте свои комментарии, используя форму под материалом.

Facebook Notice for EU! You need to login to view and post FB Comments!

3 КОММЕНТАРИИ

  1. да это просто отлично! сама летала в Европе лоу-костами, тем же Райаном – согласна, много ограничений, и очень строго надо следовать всем правилам. но возможность полететь, например, в Венецию из Бремена за 9 евро (!) превосходит все неудобства). Очень надеюсь, что Пегасус будут летать надежно. в майские праздники можно пророчить им ажиотаж

  2. Да конечно это супер. Надо только вынуть немного голову из задницы и прочитать все условия, они пишутся на сайте авикомпании или в билете который приходит по почте.

  3. У меня был опыт полета с Пегасус. В полете для меня самое главное безопасность и дешевизна билета. После Турецких авиалиний пересесть на Пегасус было немного страшновато (самолет был старенький), но зато цена почти в два раза дешевле. Его фишка в том что Пегасус предлагает приемлемые цены, что не бьет по карману. Давно уже пора было “подвинуть” Турецкие Авиалинии.

Comments are closed.