Турецкая компания “Пегасус” запускает 21 марта рейс Стамбул-Бишкек. Особенность этих авиалиний в том, что они относятся к так называемым “бюджетным” или “лоу-костам”. Что это даёт кыргызстанцам?

Сыйнат Султаналиева влюбилась в бюджетные авиалинии, когда уехала учиться на магистратуру в Великобританию.

“Для меня это было самым лучшим подарком от Европы — узнать, что я могу слетать в Будапешт и обратно всего за 120 фунтов [8700 сомов]”, — вспоминает она.

Султаналиева смогла посмотреть Европу, не выходя за пределы рамок своего студенческого бюджета, и неудобства, сопровождающие бюджетные авиалинии, её ничуть не пугали.

“На лоу-костах не предлагается бесплатная еда. Но это и хорошо. Ведь если моя цель — добраться до Львова или до Берлина, значит мне просто нужно долететь туда, а не обжираться во время полета”, — говорит она.

Запуск рейсов “Пегасуса” — первого лоу-коста, который будет связывать Кыргызстан с европейскими странами через свой основной аэропорт в Стамбуле — Султаналиева встречает с восторгом.

“Думаю это позволит большему количеству граждан Кыргызстана открыть для себя Европу — билет в Лондон туда-обратно, например, в 500 долларов смогут позволить себе больше людей, чем билет в более чем 1000 долларов”, — считает она.

Минимум затрат

У бюджетных авиалиний часто не бывает бизнес-класса, как у этого самолёта авиакомпании EasyJet. Фото: Кристофер Дойл, Фликр, лицензия "Криэйтив Коммонс".
У бюджетных авиалиний часто не бывает бизнес-класса, как у этого самолёта авиакомпании EasyJet. Фото: Кристофер Дойл, Фликр, лицензия “Криэйтив Коммонс”.

Бизнес-модель лоу-костов очень проста — пассажир покупает более дешевый билет за меньший набор удобств. Как правило, у бюджетных авиалиний отсутствуют такие услуги, как бизнес-класс. Есть и другие отличия от “стандартных” авиалиний.

“У нас на рейсе не будет бесплатного питания, отдельно надо будет воду покупать. Стоимость еды составит от 5 до 8 долларов – небольшая сумма. Некоторые вообще во время полета не едят”, — предупреждает гендиректор представительства “Пегасус Азия” в Кыргызстане Жанболот Раимов.

Кроме этого, самолёты “Пегасуса” проводят минимальное количество времени в аэропортах.

“На стоянке самолёт стоит максимум час для обслуживания. Нужно, чтобы он не стоял на месте и постоянно летал. Таким образом мы достигли снижения цен”, — говорит Раимов.

Но, в отличие от большинства лоу-костов мира, “Пегасус” позволяет своим пассажирам провозить багаж в размере 20 килограммов в рамках первоначальной стоимости билета.

Турецкая конкуренция

“Пегасус”, связывающий в основном города Европы со своим хабом в Стамбуле — новая авиакомпания на мировом рынке лоу-костов. Основанная в 1990 году, первые 15 лет своего существования эта компания занималась исключительно чартерными перевозками.

Но с момента открытия первых бюджетных регулярных рейсов в 2005 году “Пегасус” стремительно растёт, и к 2012 году авиакомпания стала второй по объёмам перевозок в Турции, уступая лишь “Турецким авиалиниям” — гиганту, который до сих пор был монополистом на направлении Бишкек-Стамбул.

“Пегасус” готовится к серьёзной схватке со своим конкурентом-соотечественником — авиакомпания сразу выходит на уровень ежедневных рейсов между Бишкеком и Стамбулом.

“Весь парк молодой, самолеты новые. Так что уровень сервиса и комфорта будет таким же как и «Турецких Авиалиний». Единственное — у нас не будет бизнес-класса, а эконом-класс будет такой же, как и «Турецких Авиалиний»”, — обещает Жанболот Раимов.

“Пегасус” — не первая авиакомпания, которая пробует конкурировать с “Турецкими авиалиниями” на направлении Бишкек-Стамбул. Самолёты кыргызской авиакомпании “Эйр Бишкек” летали между этими городами в 2011 году, но не выдержали конкуренции и решили сосредоточиться на российских направлениях, а также внутренних рейсах.

“Пегасус” обещает задержаться в Бишкеке на более длительный срок и надеется на окупаемость.

Кыргызстанцам станет вдвое дешевле летать даже в такие дальние города, как шведский Стокгольм. Автор фото: Йохан Кловше, "Фликр", лицензия "Криэйтив Коммонс".
Кыргызстанцам станет вдвое дешевле летать даже в такие дальние города, как шведский Стокгольм. Автор фото: Йохан Кловше, “Фликр”, лицензия “Криэйтив Коммонс”.

“Мы хотим, чтобы летал тот слой населения, который раньше не имел возможности из-за дороговизны полётов”, — говорит Раимов.

“Турецкие авиалинии” пока никак не комментируют появление столь сильного конкурента на кыргызском рынке — редакция Kloop.kg пыталась связаться с авиакомпанией, но комментариев так и не получила.

Но эксперты уверены в том, что появление “Пегасуса” скажется на ценах и у “Турецких авиалиний”.

“Большинство людей смотрят на цену, за исключением тех людей, которые многие годы летают “Турецкими Авиалиниями””, — считает Диларам Аширметова, заместитель директора авиакомпании “Эйр Бишкек”.

Салтанат Токшумакова из крупного кыргызского турагентства “Главтур” солидарна с этим мнением.

“Раньше “Турецкие авиалинии” были монополистами и порой цены в сезон были просто неимоверные. Но после появления “Пегасуса” пойдет резко снижение цен — и это всем на руку”, — считает она.

Сколько стоит долететь из Бишкека в города Европы? Сравнение цен:

[table id=77 /]

Стоимость всех вышеуказанных билетов проверялась 28 февраля 2013 года на официальных сайтах авиалиний. В каждом из случаев выбирался наиболее дешёвый билет на полёт туда и обратно, осуществляемый в пределах одного месяца плюс-минус неделя.

Минусы лоу-костов

Но “Турецким авиалиниям”, которые в последние годы выигрывают все мыслимые премии в области авиаиндустрии, не грозит тотальная потеря клиентов — так считает менеджер турагентства Atlas.kg Карылгач Курпулиева.

По уровню комфорта "Турецкие авиалинии" всё равно будут впереди, считают эксперты. Автор фото: Питер Расселл, "Фликр", лицензия "Криэйтив Коммонс".
По уровню комфорта “Турецкие авиалинии” всё равно будут впереди, считают эксперты. Автор фото: Питер Расселл, “Фликр”, лицензия “Криэйтив Коммонс”.

“Турецким авиалиниям не будет никакой конкуренции, абсолютно. Существует разница в ценах, но “Турецкие авиалинии” — это комфорт, удобство и лучшая география полетов”, — уверена Курпулиева.

Не всё так безоблачно в полётах бюджетными авиалиниями — рекламируемые дешевые цены на деле могут оказаться намного выше, особенно если пассажир не знаком с хитростями условий.

Например, очень часто лоу-косты используют маленькие аэропорты, которые могут находиться достаточно далеко от объявляемого в билете города, и пассажиру приходится доплачивать за дорогу из аэропорта.

Нередко самая низкая указываемая цена действует лишь в экстремальном случае — если пассажир летит без багажа, сам распечатывает посадочный талон, ничего не ест во время полёта.

А у некоторых лоу-костов бывают ещё более немыслимые схемы дополнительной платы за билет — например, некоторые бюджетные авиакомпании берут дополнительный сбор, если пассажир расплачивается за билет кредитной или дебетовой карточкой.

С неудобствами лоу-костов на своём собственном примере столкнулась кыргызстанка Айсулу Сулайманова, которая однажды решила полететь вместе с другом из Милана в Барселону рейсом авиакомпании “Райан Эйр” — одного из популярнейших лоу-костов в Европе.

“В аэропорту сотрудник “Райан Эйра” попросил посадочные талоны, которых у нас не было. Он сказал, что зарегистрирует нас на рейс, но мы должны будем доплатить по 60 евро за билет — в три раза больше, чем изначальная стоимость”, — вспоминает она.

За смену билета на другой рейс Сулаймановой пришлось бы платить по 300 евро за билет, поэтому она согласилась на меньшие потери. А затем с неё взяли ещё 75 евро за багаж. В итоге, вместо изначальных 20 евро, она потратила на билет 155.

“Хотя я признаю — я должна была прочитать текст, написанный мелким шрифтом, в котором говорилось об этих условиях”, — признаётся Сулайманова, которая, тем не менее, считает, что лоу-косты могли бы быть более дружелюбными к клиентам.

Обучавшаяся в Великобритании Сыйнат Султаналиева согласна с тем, что порой лоу-косты “напоминают маршрутки”.

“Люди могут иногда вести себя по-хамски, проталкиваться мимо тебя, чтобы сесть на лучшие, на их взгляд, места, так как на лоу-костах за пассажирами не закрепляются определенные места”, — говорит Султаналиева.

Но и она, и Сулайманова единогласны в том, что появление лоу-костов в Кыргызстане открывает возможности, перед которыми эти проблемы не кажутся столь существенными — главное, предупредить потенциальных пассажиров о хитростях условий.

“Многие ведь мечтают хотя бы раз в жизни слетать куда-нибудь заграницу, и теперь эта мечта будет иметь больший шанс на воплощение”, — заключает Султаналиева.

Основное фото: самолёт “Пегасуса” в стамбульском аэропорту Сабиха Гёкчен. Автор фото: пользователь calflier01, сайт “Фликр”, лицензия “Криэйтив Коммонс”.

Уважаемые читатели, есть ли у вас опыт полётов лоу-костами? А может быть вы летали когда-то именно “Пегасусом”? Что думаете по поводу новых авиалиний на рынке Кыргызстана? Оставьте свои комментарии, используя форму под материалом.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. да это просто отлично! сама летала в Европе лоу-костами, тем же Райаном – согласна, много ограничений, и очень строго надо следовать всем правилам. но возможность полететь, например, в Венецию из Бремена за 9 евро (!) превосходит все неудобства). Очень надеюсь, что Пегасус будут летать надежно. в майские праздники можно пророчить им ажиотаж

  2. Да конечно это супер. Надо только вынуть немного голову из задницы и прочитать все условия, они пишутся на сайте авикомпании или в билете который приходит по почте.

  3. У меня был опыт полета с Пегасус. В полете для меня самое главное безопасность и дешевизна билета. После Турецких авиалиний пересесть на Пегасус было немного страшновато (самолет был старенький), но зато цена почти в два раза дешевле. Его фишка в том что Пегасус предлагает приемлемые цены, что не бьет по карману. Давно уже пора было “подвинуть” Турецкие Авиалинии.

Comments are closed.