Двоим лидерам «Ата-Журта» осталось пробыть в заключении полгода, третий может выйти на свободу уже через неделю — их обвинили в “попытке насильственного захвата власти”. Эксперты расходятся во мнениях о соразмерности наказания действиям политиков.
Статья «попытка насильственного захвата власти» в Кыргызстане применяется впервые. По ней осуждены трое оппозиционеров, которые в октябре 2012 году устроили масштабный митинг на главной площади страны с требованием национализировать золотой рудник «Кумтор».
Первомайский районный суд приговорил депутатов оппозиционной партии «Ата-Журт» к сроку в восемь раз мягче, чем это предусмотрено низшей планкой наказания по 295 статье Уголовного кодекса.
Если вердикт не будет обжалован, Камчыбек Ташиев и Садыр Жапаров выйдут на свободу через полгода, а Талант Мамытов — уже через неделю.

С самого начала процесса защитники депутатов настаивали — дело имеет политический характер, а также заявляли о давлении на суд.
Мнения экспертов и юристов о приговоре разнятся — одни считают, что он соразмерен действиям парламентариев и вызван опасениями «дестабилизировать обстановку», другие называют его «слишком мягким».
«Нарушено» Римское право
Политолог Токтогул Какчекеев сказал в интервью Kloop.kg, что вердикт нарушает принципы Римского права.
«Римское право гласит о том, что закон нельзя расширительно толковать и сужать его в действиях нельзя. Данный процесс [дело “ата-журтовцев”] как раз нарушает все эти принципы», — говорит эксперт.
Какчекеев объясняет, что действующая власть в Кыргызстане «слишком слаба», чтобы «пойти в соответствии с законом» и опасается вызвать недовольства на юге страны.
Политолог уверен, что действия Ташиева, Жапарова и Мамытова можно толковать как «попытку насильственного захвата власти».
«Потому что был призыв, потому что был мотив, был штурм и сопротивление властям», — считает Какчекеев.
Политический компромисс
Эксперт Марат Казакпаев высказал противоположную точку зрения — он считает, что действия парламентариев тянут лишь на «хулиганство» и называет вердикт «политическим компромиссом».
«Данный суд — он ни в коем случае не тянет по данной статье [“попытка насильственного захвата власти”]. Поэтому в любом случае суд и власть учитывали, что на самом деле, если бы депутатов наказали по статье [295], это привело бы к очень большой дестабилизации», — говорит политолог.
Казакпаев называет Ташиева главным оппонентом Алмазбека Атамбаева — действующего президента Кыргызстана — и считает, что дело было возбуждено по статье «попытка насильственного захвата власти», а не хулиганство, чтобы «временно нейтрализовать» оппозицию.
«Здесь произошла временная нейтрализация лидеров “Ата-Журта”, чтобы выиграть время. Но выиграть время не получилось, потому что электорат Ташиева очень крепок», — сказал эксперт.
Похожее мнение высказал его коллега — Марс Сариев. Политолог и ранее заявлял, что оппозиционеров приговорят примерно к году заключения, чтобы не вызывать общественных волнений.
«Был учтен политический контекст, политическая ситуация в республике. Суд прислушался к мнениям экспертного сообщества, общества и, в принципе, я думаю, что президент тоже в какой-то степени косвенно свою позицию обозначил. Конечно, за такие деяния обычно срок бывает гораздо больше», — сказал Сариев.
Юридически позволительно
Икрамидин Айткулов, адвокат Ташиева, указывает на несоответствие строгости статьи и относительной мягкости приговора.
«Это как раз свидетельствует о том, что эта статья вменена им неправильно, незаконно, потому что по такой тяжкой статье давать такое мягкое наказание нелогично», — сказал Айткулов после оглашения приговора в интервью Kloop.kg.
Однако юрист Кубанычбек Ташбалтаев, не имеющий отношения к процессу, говорит, что вынести приговор, более мягкий, чем низшая планка наказания юридически позволительно.
«Наказание, ниже низшего предела — оно возможно в случаях, когда суд принимает во внимание смягчающие вину обстоятельства — это отсутствие ранее судимости, наличие детей, заслуги перед родиной и так далее», — объяснил Ташбалтаев.
Но в то же время он отмечает, что вердикт за особо тяжкое преступление «мягковат», учитывая, что 295 статья предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы.
Приговор
В прошлую пятницу Первомайский райсуд Бишкека признал депутатов «Ата-Журта» виновными в «попытке насильственного захвата власти» 3 октября 2012 года.

Камчыбек Ташиев и Садыр Жапаров получили по полтора года лишения свободы, Талант Мамытов — один год. Полугодовой срок заключения в СИЗО ГКНБ приравнен к году.
По всем остальным статьям, по которым обвиняли депутатов, они оправданы, включая статью 297, предусматривающую наказание за публичные призывы к свержению конституционного строя.
Защитники депутатов намерены обжаловать приговор, такие же планы и у генеральной прокуратуры — гособвинение требовало дать парламентариям от 9 до 10 лет заключения.
«Ата-Журт» не раз устраивал митинги на юге страны, требуя освободить депутатов, но затем отложил их до окончания судебного разбирательства.
Опрошенные Kloop.kg эксперты прогнозируют акции протеста, связанные с вердиктом, но говорят, что они будут не такие масштабные, как если бы суд удовлетворил требования прокуратуры и наказал «ата-журтовцев» строже.
Было ясно, что отпустят или дадут совсем ничего, а потому что и тут на вышке сидят однокашники. У нас будет так, до тех пор, пока будет сидеть тот же костяк.Ташиев, Жапаров и Мамытов всем фигу показали и пошли дальше. ха ха ха
Коротко, метко, доходчиво.