2012_Uzbekistan_cotton

Понижение рейтинга Узбекистана в докладе Госдепартамента о торговле людьми может повлечь за собой санкции.

Оригинал статьи

Решение американской администрации понизить рейтинг Узбекистана в торговле людьми в связи с использованием принудительного и детского труда служит важным сигналом поддержки для миллионов граждан этой страны, которых отправляют на сбор хлопка. Отнесение Узбекистана к группе самых проблемных стран в этой области – это один из самых сильных шагов за много лет в усилиях по привлечению Ташкента к ответу за вопиющую практику принудительного труда.

«Отнесение правительством США Узбекистана к числу государств, которые считаются наиболее злостными нарушителями трудовых прав, было абсолютно правильным решением, — говорит Стив Свердлов, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Удручающая правда состоит в том, что больше миллиона взрослых и детей в Узбекистане каждую осень на многие недели принудительно отправляются на сбор хлопка, нередко в неудовлетворительных условиях, под угрозой наказания».

Это решение стало важным шагом в направлении обеспечения ответственности правительства Узбекистана, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

В очередном ежегодном докладе Госдепартамента о ситуации с торговлей людьми по странам мира Узбекистан был отнесен к низшей — третьей категории с точки зрения национальных усилий по борьбе с торговлей людьми. В третью группу включаются правительства, которые не соблюдают минимальных стандартов борьбы с принудительным и детским трудом, и такая квалификация предполагает возможность санкций. Администрация Барака Обамы должна задействовать санкционный механизм, если только Узбекистан не пойдет на значительные шаги по улучшению ситуации, считает Хьюман Райтс Вотч.

В письме госсекретарю Джону Керри от 19 июня 2013 г. Хьюман Райтс Вотч и другие участники коалиции, заинтересованные в этом вопросе, призвали американских должностных лиц удвоить усилия, чтобы добиться от Ташкента приглашения Международной организации труда (МОТ) для мониторинга сбора хлопка в сезоне 2013 г., на что правительство пока не идет. Коалиция объединяет правозащитные организации, в том числе правозащитные группы из Узбекистана, профсоюзы, представителей текстильной отрасли и розничных сетей, инвесторов и другие НПО.

Правительство Узбекистана практикует систему производства хлопка, которая основана на принудительном труде, организуемом и контролируемом органами государственной власти. При этом Ташкент неизменно отрицает использование принудительного труда и преследует активистов, которые пытаются вести мониторинг сбора хлопка. В своей информации о сборе хлопка в сезон 2012 г. Хьюман Райтс Вотч отмечала принуждение взрослых и детей к работе на полях и выполнению государственных разнарядок.

В соответствии с американским законом о защите жертв торговли людьми (TraffickingVictimsProtectionReauthorizationAct- TVPA) президент Барак Обама должен в течение 90 дней принять решение о введении или отклонении санкций, предусмотренных для стран третьей категории. В случае неприглашения узбекской стороной наблюдателей МОТ до начала осеннего сезона сбора хлопка этого года администрация Обамы должна ввести санкции, включая стоп-лист для узбекских чиновников, причастных к системе принудительного труда, заявила Хьюман Райтс Вотч.

«При всей важности нынешнего решения для обуздания принудительного труда необходимо дальнейшее давление, — говорит Стив Свердлов. – Давняя практика Ташкента нарушать свои международные обязательства означает, что администрация Обамы должна быть готова к дальнейшим шагам в направлении предусмотренных законодательством последствий, включая запрет на въезд для тех узбекских должностных лиц, которые организуют принудительный труд и извлекают из него выгоду».

В докладе Госдепартамента первопричиной практики принудительного труда названа система государственных разнарядок на производство хлопка в Узбекистане. Признается, что условия труда во время сбора хлопка включают физическое и словесное недозволенное обращение и ограничение свободы передвижения.

Дополнительным свидетельством в пользу отсутствия у правительства политической воли решать эту проблему служат неослабевающие преследования независимых гражданских активистов, которые пытаются проводить мониторинг сбора хлопка, отмечает Хьюман Райтс Вотч. В разгар прошлогоднего сезона в сентябре 2012 г. власти арестовали правозащитника Уктама Пардаева, известного своей работой по мониторингу сбора хлопка в Джизакской области в центре Узбекистана. Сотрудники органов безопасности избили Пардаева, после чего 15 суток продержали его в полной изоляции по незначительным административным обвинениям. Международным НПО и иностранным СМИ не дают работать в стране, что осложняет освещение принудительного и детского труда и других нарушений прав человека. На протяжении ряда лет Ташкент отказывается допускать независимых экспертов МОТ для наблюдения за сбором хлопка.

МОТ располагает техническими знаниями и опытом, чтобы вести мониторинг сбора хлопка, и должна иметь беспрепятственный доступ и возможность свободно контактировать с обычными гражданами, особенно с независимыми активистами и людьми, которых отправляют собирать урожай, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

11 июня, в очередной раз призвав власти Узбекистана допустить мониторинговую миссию на сбор урожая хлопка 2013 г., эксперты МОТ в Женеве сослались на доказательства «систематической мобилизации» взрослых и детей в сезон 2012 г., «а также на существенные негативные последствия этой практики для здоровья и обучения детей школьного возраста, обязанных участвовать в сборе урожая хлопка».

В апреле та же коалиция обращалась к Джону Керри с настоятельным призывом понизить рейтинг Узбекистана в докладе о торговле людьми 2013 г. 19 июня в третью группу из второй были также переведены Россия и Китай.

«Госдепартамент предпринял важный шаг, объявив миру, что Узбекистан принадлежит к числу самых злостных нарушителей в том, что касается принудительного труда, — говорит Стив Свердлов. – Теперь дело за Белым домом, который должен дать понять Ташкенту, что отказ допустить независимых наблюдателей на сбор хлопка чреват реальными последствиями».