Защита осужденного депутата Наримана Тюлеева считает незаконным решение суда конфисковать имущество у его родственников. Власти считают, что следствие доказало фактическое владение конфискуемого самим Тюлеевым.
Депутат Нариман Тюлеев был приговорён 29 июля к 11 годам лишения свободы, в том числе за махинации при покупке городских автобусов и мусороуборочных машин в бытность мэром Бишкека.
Помимо непосредственно срока, Ленинский районный суд Бишкека постановил конфисковать имущество самого Тюлеева, а также часть имущества его родственников.
Адвокат депутата Кубанычбек Ташбалтаев считает, что это противоречит законам Кыргызстана.
“Законом не предусмотрена конфискация имущества у родственников. […] Это недопустимо”, — сказал Ташбалтаев в интервью Kloop.kg.
При вынесении приговора, судья Аман Сариев заявил, что должно быть конфисковано движимое и недвижимое имущество у Тюлеева и его родственников, но детали того, какое именно имущество и у каких родственников будет отнято, на суде объявлены не были.
Единственные подробности, ставшие известными из оглашения приговора — это то, что у брата и дочери Тюлеева конфискуют акции страховой компании “Ак Жол”.
Что именно конфискуют у Тюлеева и других бывших чиновников мэрии: полный список
Адвокат Ташбалтаев считает, что решение о конфискации имущества у родственников особенно несправедливо с учётом того, что во время суда не проводилось экспертизы ущерба, который Тюлеев мог нанести городской казне Бишкека.
“Цен, на которые ссылалось обвинение, обнаружить не смогли, в связи с чем провести экспертизу по установлению ущерба им не представилось возможным”, — утверждает адвокат.
“Значит следствие доказало”
Сторона обвинения была недоступна для развернутого комментария интернет-порталу Kloop.kg по поводу заявлений адвоката Тюлеева.
С журналистами поговорил лишь следователь Госкомитета национальной безопасности Азиз Бакиров, который не согласен с претензиями Ташбалтаева.
“Раз суд вынес такое решение, значит со стороны следствия [фактическое владение конфискуемым имуществом Тюлеевым] доказано”, — сказал Бакиров, попросивший не записывать его комментарий на диктофон.
Подробности вынесения приговора Тюлееву
Это не первый случай в истории Кыргызстана, когда в политическом судебном процессе в центре внимания оказывается имущество родственников осужденных.
В одном из самых громких дел начала текущего десятилетия власти не смогли конфисковать то, что считали фактическим имуществом Кадыржана Батырова — лидера узбекской общины юга Кыргызстана, которого обвинили в разжигании этнического конфликта 2010 года между кыргызами и узбеками.
Как считает следствие, Батыров успел переоформить всё своё имущество на родственников и подставных лиц, прежде чем сбежать в Швецию, где он в итоге получил политическое убежище.
Сам же Батыров жаловался в интервью радио “Свободе”, что, наоборот, власти отняли всё его имущество и распродали его — это обвинение официальный Кыргызстан категорически опровергает.
Отдельный судебный процесс
Правозащитница и руководитель центра “Кылым шамы” Азиза Абдирасулова говорит, что теоретически имущество родственника может быть конфисковано у осуждённого, но для этого должен быть начат отдельный судебный процесс, который установит, что имуществом де-факто владел осуждённый.
“Например, мы с вами родные сестры, и имущество де-юре принадлежит вам, а де-факто мне — но это должно доказать судебное разбирательство. И суд должен сначала вынести решение, что ваше имущество действительно де-факто куплено мною и куплено в ущерб государству или в ущерб конкретному физическому лицу — и все это должно быть доказано и должно быть конкретное судебное решение”, — объяснила правозащитница корреспонденту Kloop.kg.
Насколько известно редакции Kloop.kg, отдельного судебного разбирательства и решения по определению фактической принадлежности имущества Тюлееву не было.
В свою очередь, адвокат Ташбалтаев переживает, что Кыргызстан в очередной раз демонстрирует беззаконие.
“Даже в сталинские времена говорили, что отец за сына не отвечает”, — говорит он.
Редактор: Бектур Искендер
Что вы думаете о конфискации имущества у родственников Тюлеева? Насколько это справедливо? Поделитесь своим мнением, используя форму для комментариев под материалом.