IMG_0737
На протяжении последних 10 лет идёт активная застройка санитарной зоны вокруг Юго-западного кладбища в Бишкеке. Несмотря на то, что это противоречит строительным нормам, дома стремительно приближаются к кладбищу.

Аскералы живёт в собственном доме, похожем на тысячи других — в нём есть электричество, водопровод и маленький дворик.

Одно в нём необычно — через дорогу начинается территория Юго-западного кладбища Бишкека.

Это не смущает Аскералы, живущего уже семь лет в этой части жилмассива «Ала-Арча».

«Жизнь возле кладбища спокойна, нет никаких проблем», — утверждает он.

Едва ли с этим согласны власти — строить дома так близко к кладбищу, согласно нормам, действующим на территории Кыргызстана, запрещено.

Владельцы домов, расположенных на территории санитарной зоны вокруг кладбища, неоднократно получали уведомления о нарушении от разных инстанций и ведомств.

Но, невзирая на предупреждения, строительство новых домов в этом районе продолжается, а покупка земель не составляет особого труда.

Четверо опрошенных журналистами Kloop.kg жителей новостройки «Ала-Арча» утверждают, что землю они именно покупали, а не захватывали, как считают некоторые госорганы.

«При покупке вместо красной книги нам выдали фиктивный документ на право владения землей. Красных книг у нас нет, но люди, продавшие эту землю, уже долгое время обещают нам узаконить дома», — говорит Жаныбек, один из жителей новостройки.

Журналисту Kloop.kg удалось поговорить с одним из продавцов земель вокруг кладбища по телефону.

Известный среди «ала-арчинцев» как Эсен, он сказал, что стоимость участка площадью 500 квадратных метров возле кладбища составляет в среднем около 8 тысяч долларов США.

С покупателем составляют договор о купле-продаже, для совершения сделки необходим только паспорт новоиспеченного землевладельца.

«А красные книги выдадут потом», — сказал журналисту Kloop.kg Эсен, не вдаваясь в дальнейшие детали.

Жители «Ала-Арчи» не знают — или не хотят говорить — почему они доверили Эсену право продавать земли и брать с них деньги.

Сам Эсен утверждает, что он владел теми землями, на которых ныне живут «ала-арчинцы».

Футбол от властных структур

Согласно строительным нормам и правилам (СНиП) Кыргызской Республики, расстояние от границы кладбища до стен жилых домов должно составлять не менее 300 метров.

На данный момент, ближайшие дома в «Ала-Арче» находятся в 7 метрах от границы Юго-западного кладбища.

Слева - жилмассив. Справа - забор кладбища.
Слева — жилмассив. Справа — забор кладбища.
Власти, хотя и посылают строгие уведомления, при этом до сих пор не предприняли ни одного действия для того, чтобы разрешить эту проблему.

Одна из причин — никто не хочет брать на себя ответственность, и корреспонденты Kloop.kg убедились в этом, пытаясь поговорить со всеми государственными инстанциями, которые могли бы объяснить ситуацию.

Чтобы выяснить, кто отвечает за контроль над строительством жилых домов возле кладбища, журналисты обратились в пять государственных учреждений и не получили ни одного внятного ответа.

Каждое из учреждений играло с журналистами в административный футбол, перенаправляя к другому госоргану.

Бишкек или Аламедин?

Во-первых, непонятно, к какой административной единице относятся эти земли, находящиеся на границе города Бишкека и Аламединского района Чуйской области.

Мэрия Бишкека считает, что за домами у кладбища должны следить в Аламединском районе, так как эта земля была выдана последним для «огородничества» в 2000 году на десять лет, и с тех пор не выходило постановление о возвращении.

«С беспорядком, происходящим в районе Юго-западного кладбища, мы ничего поделать не можем, так как данная территория к нам не относится», — сказал журналистам Калыбек Жумагулов, замдиректора департамента жилищного строительства при мэрии Бишкека.

В Аламединском районе придерживаются обратной точки зрения, считая, что эти земли находятся под столичным контролем.

«Никто не хочет решать данный вопрос, но, согласно генеральному плану Бишкека, эта территория относится к городу», — считает Суйунбай Арабеков, главный архитектор Аламединского района.

Страница из СНиПа, в которой прописаны нормы санитарных зон вокруг кладбищ.
Страница из СНиПа, в которой прописаны нормы санитарных зон вокруг кладбищ.
В санэпидемстанции объясняют, что близость к кладбищу опасна во время природных катаклизмов, особенно в случае наводнений — могилы могут стать для жителей новостроек источником инфекционных заболеваний.

Но санитары считают, что следить за постройками у кладбища должен департамент индивидуального жилищного строительства — либо при мэрии Бишкека, либо соответствующий департамент в Аламединском районе.

В департаменте строительства и архитектуры Аламединского района уверены, что поскольку они не являются контролирующим органом, ответственность лежит на недавно созданной госэкотехинспекции.

«Мы можем выдавать разрешение на строительство, но контролировать соблюдение строительных норм мы не можем. Раньше была служба госархстройнадзора, которую ликвидировали и передали их обязанности новому сформированному органу — госэкотехинспекции», — сказал в интервью Kloop.kg главный архитектор Аламединского района.

Наконец, сотрудники госэкотехинспекции считают, что они не должны следить за индивидуальными жилыми постройками.

По мнению сотрудников ведомства, отвечать за это должен департамент строительства и архитектуры Аламединского района. Круг замкнулся.

И пока власти ничего не делают, «ала-арчинцы» продолжают жить своей жизнью, строить дома, покупать и продавать земли.

Жизнь продолжается

В «Ала-Арче» живут преимущественно внутренние мигранты — переселенцы из регионов Кыргызстана, приехавшие в столицу в поисках работы.

Они надеются, что в один прекрасный день их дома узаконят. Как это сделать — не знает никто. Но никто и не хочет сносить эти дома.

«Если мы начнем сносить дома возле кладбища, то это будет вполне законно, так как у жильцов нет красных книг. Но ведь если мы снесем дома, жители новостройки начнут бунтовать, жечь Бишкек. Возникнут серьезные проблемы», — говорит Чинара Усупбаева, пресс-секретарь мэрии.

«Ала-арчинцев», тем временем, больше волнуют ежедневные проблемы — например, далекое расположение от основных дорог и невозможность получить прописку и государственное медицинское обслуживание.

Проблема кладбища для них — дело десятое.

«Они спят спокойно и нам не мешают», — шутит местная жительница, показывая в сторону могил.

Авторы: Нуриза Самарбекова, Рейхана Турдиева и Жами Карабалаева