Глава «Альянса по репродуктивному здоровью» (АРЗ) Галина Чиркина рассказала Kloop.kg о пользе сексуального образования и объяснила, почему его нельзя заменить уроками религиоведения и нравственности, как предлагал ранее депутат Турсунбай Бакир уулу.
Религиоведение и сексуальное образование отвечают за разные сферы развития человека, поэтому нельзя одно заменять другим — такой позиции придерживается исполнительный директор АРЗ Галина Чиркина.
Её оппонент, один из самых консервативных депутатов парламента — Турсунбай Бакир уулу — ранее в интервью Kloop.kg предложил заметить сексуальное образование уроками нравственности и религиоведением. Он считает, что информационные брошюры о половом воспитании «развращают молодежь».
Ознакомиться с брошюрами о сексуальном образовании:
- Часть 1: О половом созревании
- Часть 2: О девственности и браке
- Часть 3: Об отношениях между парнями и девушками
- Часть 4: О сексуальных отношениях
- Часть 5: Откуда берутся дети?
- Часть 6: О контрацепции и бесплодии
Чиркина, в свою очередь, говорит, что подростки должны быть готовы к интимной жизни, потому что они рано или поздно будут иметь половые контакты, и им необходимо знать о том, как избежать различных заболеваний.
Со слов главы АРЗ, Бакир уулу на заседании парламентского комитета по образованию угрожал сжечь брошюры о сексуальном образовании вместе с ней. Сам депутат позже в интервью Kloop.kg опроверг слова Чиркиной.
Послушать интервью с Чиркиной:
Текст интервью, беседовала Нуржамал Джанибекова:
Н.Д.: Недавно на нашем сайте было опубликовано интервью с Турсунбаем Бакиром уулу, и он утверждал, что не угрожал вас сжечь с вашими брошюрами. Хотелось бы знать, что вы думаете по этому поводу, потому что он говорит, что не угрожал вам.
Г.Ч.: Дело в том, что он мне лично не стоял, в лицо мне лично это не говорил, то есть это была пламенная речь, была она связана с небезызвестной ситуацией на парламентском комитете.
Но я хочу вам сказать так, что, к сожалению, он сказал следующие слова: «Я лично возле министерства образования сжигал книжки Шапиро тогда в 90-х годах, и теперь я знаю, кто их защищает. Но я могу сказать вам следующее, что я сжигал книжки Шапиро, буду сжигать ваши буклеты и вас».
К сожалению, на сегодня это только лишь мои слова, то есть я не могу, во-первых, ни прикрепить их куда-то, даже в суд. Поэтому мы ожидаем стенограммы и протокол заседания комитета, который, к сожалению, до сих пор не получили.
На наш устный и письменный запрос помощники господина Осмоналиева [Каныбека Осмоналиева — председателя комитета по образованию] сначала отвечали, что протокол еще не подписан, а сейчас они нам вообще заявили, что “ничего кроме решения данного комитета вы не получите на руки”.
Поэтому мы сейчас законным путем пытаемся добиться стенограммы и протокол заседания, чтобы там уже при расшифровке речей некоторых товарищей продемонстрировать их пламенный «патриотизм», который они по отношению к гражданам Кыргызстана проявляют.
Н.Д.: Бакир уулу также считает, что лучше заменить сексуальное образование на уроки нравственности и религии…
Г.Ч.: Если имамы буду лечить у нас гонорею и вести беременности скоро, то да, наверное, возможно. Если мы хотим иметь такое государство, где религия вторгается во все сферы жизни и пытается наставническими методами решать все проблемы в нашем обществе, то, наверное, он прав.
Это его видение развития нашего общества, но пока у нас есть конституция, законы, здравомыслящие люди, я думаю, что религиоведение — это отдельный предмет, а сексуальное образование и вопросы здорового образа жизни — это совершенно отдельный предмет.
Это связанно с разной сферой вопросов развития человека. Это связанно и с физиологией, и с анатомией, и с биологией. Это все равно, что, например, религиоведением заменить уроки химии и физики.
Н.Д.: Бакир уулу говорит, что нужно заниматься сексуальным образованием дома, то есть не нужно это делать в школах. И, что по пути введения его в школы идет только Европа и там «нет ни одной девственности и везде публичная проституция среди детей».
Г.Ч.: Вообще, нас всегда пугали «прогнивающим западом». Эта риторика давно известна со времен Советского Союза. Я уж не знаю, почему господин Турсунбай Бакир уулу ее использует. Она как бы всем нам уже поднадоела слегка: “загнивающий запад и все плохое только там в Европе, а у нас тут все свято и чисто.”
Я хочу вам сказать, что он, наверное, плохо знает опыт других стран и не знаком с этим просто потому, что не является экспертом в этой области и поэтому делает ссылки на какие-то, я даже не знаю на какие, источники.
Вот я могу вам сказать так, что во многих странах мира сексуальное образование уже давно внедрено и дает свои очень хорошие результаты, доказательств и исследований очень много. Но, если я сейчас начну приводить источники, боюсь, что господин Турсунбай Бакир уулу скажет, что это опять недостоверные источники, они прозападные и так далее, хотя я не знаю, кого он за авторитет держит.
Здесь можно сказать так, что сексуальное образование, грамотно внедренное в школьную систему, позволяет решить массу вопросов, связанных, в первую очередь, с отсрочкой начала сексуальной жизни у молодых людей, потому что их решения становятся осознанными и ответственными. Они понимают, что они несут ответственность за свое здоровье, а не кто-то еще — это первое.
Второе — это связано с профилактикой нежелательной беременности. Сексуальное образование позволяет решать проблемы, связанные с распространением ИППП (инфекции, передающиеся половым путем). И, что наиболее важно, это помогает создать культуру репродуктивного и сексуального поведения населения, когда рождаемость и появление детей на свет становится осознанным выбором пары и к созданию семьи, и к тому, чтобы продолжать свое потомство.
Это в определенной степени решает проблемы взаимоотношения мужчины и женщины — то, чего мы так часто добиваемся при помощи уроков литературы, каких-то, может быть, примеров классики, когда мы говорим о трепетном отношении друг к другу.
Так вот, вопросы сексуального образования позволяют, в определенной степени, добиваться действительно нравственных отношений между партнерами, между мужчиной и женщиной, между парнем и девушкой и так далее.
К сожалению, тот способ борьбы с нравственным половым воспитанием, который выбирают наши оппоненты, он в окончательном смысле подводит к полному запрету. Но соглашусь с господином Турсунбаем Бакиром уулу в одном, что семья является наиважнейшим источником информации для молодых людей в этой области. Это и личный пример, и вопросы доверительных отношений между родителями и детьми, и вопросы поддержки и воспитательные аспекты.
Я, конечно, с ним соглашусь, что лучше института семьи никто не даст эту информацию ребенку. Другое дело, что на сегодняшний день мы столкнулись с ситуацией, что наши родители не готовы заниматься сексуальным или нравственным образованием детей, потому что сами не всегда владеют теми знаниями, которые нужны детям.
И вот этот нонсенс между тем, что институт семьи хотел бы, да не может. И вот наши исследования, например — последнее мы проводили, кстати, по заказу Жогорку Кенеша и связано оно было с мониторингом исполнения закона о репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации — показывают, что очень многие родители, до 56 процентов, говорят, что они бы с удовольствием перепоручили данную задачу школе для того, чтобы дети получали дозированную, адекватную, очень грамотную информацию по вопросам сексуального репродуктивного здоровья.
Н.Д.: Бакир уулу говорит, что не надо учить не слушаться своих родителей и удовлетворять свои физические потребности, как это написано в брошюрах. Там что-то подобное было?
Г.Ч.: Вы знаете, меня удивляет, что такой, так сказать, властьдержащий человек, то есть представляющий самый высокий уровень власти в нашей стране, не может отличить информационную брошюру от учебника.
Часто в его словах или в словах других оппонентов, которые выступают с ним заодно, звучат такие слова “учебник”, “учебное пособие”, “образовательный материал”. Во-первых, наши брошюры являются информационным материалом и предназначены для неформального образования.
Это говорит о том, что мы не планировали по данным брошюрам проводить уроки, потому что для того, чтобы назваться учебником данная литература должна содержать массу других аспектов подачи информации.
Это всего лишь информационный материал, как масса других брошюр и буклетов, связанных, например, с гепатитом, профилактикой ВИЧ, грудным скармливанием и так далее. То есть эти материалы написаны в стиле “вопрос-ответ”. Но почему-то данный господин заявляет, что это учебник, который мы насильственно внедряли в школах. Ну это бред, понимаете?
Если он считает, что вот это может быть учебником, то тогда, простите, дальше можно уже ни о чем не говорить.
Все, что написано в наших буклетах проверено медицинскими специалистами, экспертами, педагогами и самими молодыми людьми на предмет адекватности и соответствия доказательной медицине.
То, как интерпретируют ответы на вопросы молодых людей Турсунбай Бакир уулу или Мавлян Аскарбеков [лидер партии “Эркин Эл”, который также выступает против брошюр о сексуальном образовании] — это их взгляд на данную брошюру.
Это все равно, что пригласить разных зрителей, предложить им посмотреть картину Ван Гога и спросить их о том, как они к этому относятся. То есть, будут любители и профессионалы, которые скажут о красоте красок, об их сочетании, о формах и так далее, а кто-то скажет, что это вообще бредятина полнейшая.
Брошюры — это информация в формате “вопрос-ответ”, представленная, в первую очередь, в контексте медицинской и анатомической информации. Например, на вопрос в нашем буклете “Может ли человек иметь несколько сексуальных партнеров?” Ответ на вопрос очень прост: С точки зрения физиологии, то есть не с точки зрения религии, не с точки зрения педагогики, не с точки зрения физики. С точки зрения физиологии человек имеет возможность иметь нескольких партнеров.
А дальше идет уже пояснение, что выбор остается за человеком, хочет он иметь нескольких партнеров или одного.
Я хочу сказать своим оппонентам: хорошо, давайте напишем, что человек не может иметь ни в коем случае несколько партнеров. Давайте напишем так, соврем молодым людям, не будем говорить о физиологии, будем говорить о нравственности.
Произойдет ступор организма на втором или третьем сексуальном партнере. Как же нам объяснить многоженство, которое продвигает Бакир уулу. Противоречие? Противоречие.
Н.Д.: Зачем необходимо сексуальное образование?
Г.Ч.: Это все равно, что задать вопрос: “А зачем я свою дочь учу, например, готовить борщ или лагман?” То есть, цели разные, но, в первую очередь, это нужно, чтобы мой ребенок, когда он будет вырастать, был способен сам себя хотя бы обслуживать.
Второе — для того, чтобы моя дочь имела этот навык, как будущая хозяйка и мать семейства. Для того, чтобы моя дочь могла сохранять традиции передачи рецептов домашних или национальных блюд.
Вот видите, сколько возможностей только для одного обучения ребенка приготовлению лагмана, например.
Сексуальная жизнь неизбежна для молодых людей, если только это не аскеты или не будущие монахи. Рано или поздно любой молодой человек или девушка будут иметь аспекты сексуальной жизни или сексуальных отношений. И, если человек готов к этому, он понимает о чем идет речь, он может очень хорошо и грамотно, и в первую очередь нравственно ориентироваться в этих вопросах.
Но, если он абсолютно ничего не знает, тогда он готов к другому — к манипуляциям собственным сознанием и телом, к насилию над сознанием и телом, к бессилию и ко многим другим негативным частям его жизни, к том числе и ИППП и нежелательная беременность, конфликты и даже суицид на фоне несчастной любви или сексуальной неудовлетворенности.
То есть, если мы с вами понимаем, что сексуальная жизнь, репродуктивная — это часть нашей жизни такая же как, например, карьерный рост, образование, новые знания, то мы должны понимать, что рано или поздно человек, превращаясь из ребенка в подростка и во взрослого человека, должен прийти к знаниям в этой области.
Кто и как их будет подавать, общество должно решить сейчас. Это должна решить семья, политики, система образования, система здравоохранения. Поскольку наши дети живут в этом обществе, естественно, оно должны задумываться о том, что они дальше будут делать. Или мы дадим это на откуп самому ребенку.