Чехословацкая архитектура в Бишкеке

Целый район Бишкека был построен в 1920-е годы коммуной добровольцев из Чехословакии. Спустя почти сто лет эта часть столицы Кыргызстана выделяется необыкновенной архитектурой, иногда спрятанной за самодеятельностью современного поколения.

Кооператив чехословацких коммунистов назывался «Интергельпо», что в переводе с языка эсперанто означает «Взаимопомощь».

Единственное, что осталось сегодня в Бишкеке из культурного наследия чехословацких добровольцев — это архитектура.

Они прибыли в Бишкек — тогда ещё носивший название Пишпек — в апреле 1925 года, после призыва советского лидера Владимира Ленина помогать в строительстве только что созданной социалистической империи.

В столице Кыргызстана сохранилась улица с множеством построенных в то время зданий — она логично названа в честь кооператива «Интергельпо».

Независимо от отношения к коммунистам и их деятельности сегодня, невозможно не признать, какой огромный вклад в развитии Пишпека/Фрунзе/Бишкека сыграл коллектив «Интергельпо».

Удивительным образом большинство «чехословацких» домов сохранили свою необычную, чешуйчатую облицовку.
В некоторых случаях переселенцы не скупились на декоративное оформление зданий.

При этом прибывшим в Кыргызстан чехам и словакам не удалось оставить заметного следа в культуре страны.

Школьная спортплощадка на фоне типичного домика от «Интергельпо». Изначально эти дома строились с печным отоплением, а потом были переоборудованы под водяное.
Историк Вячеслав Хамисов утверждает, что многие здания находятся сегодня в плачевном состоянии, хотя внешне они выглядят аккуратно.

Построив несколько важных заводов и целый район города, к началу 50-х многие из них покинули Фрунзе — кто-то был репрессирован, кто-то погиб во Второй мировой, кто-то вернулся на историческую родину.

Район «Интергельпо» не похож ни на один другой в Бишкеке. Иногда кажется, что время в нём остановилось.
Но современная цивилизация наступает. Например, не все ценят изначальную архитектурную идею сооружений. Жильцы этого дома залепили некогда громадных размеров лоджию.

Поэтому сегодня никто и представить не может, что в течение 1920-х и 30-х годов довольно большая часть населения Фрунзе — около двух тысяч человек) — говорила на чешском или словацком.

Кто-то заменил оригинальные деревянные рамы стеклопакетом, даже не сняв с пластика плёнку.

Для детей членов «Интергельпо» существовала целая школа с чешским языком обучения, впоследствии запрещенная при Сталине из-за введения новых языковых норм.

А некогда величественный фасад дома на перекрёстке спрятан за нагромождением из алюкобонда.

Вы живёте в Бишкеке и являетесь потомком переселенца из «Интергельпо»? Мы хотим опубликовать историю вашей семьи!