Монопольные схемы по доставке сахара из Беларуси в Кыргызстан могут быть восстановлены.

Оригинал опубликован на сайте радио «Азаттык».

Известно, что в свое время в сахарном бизнесе свою долю имел небезызвестный Максим Бакиев. Он на самом высоком уровне защищал интересы участников этой схемы. Сейчас же основными лоббистами бизнеса стали некоторые члены правительства и депутаты Жогорку Кенеша. Также стало известно, что попытки занять данную нишу начали бизнес-структуры, имеющие непосредственное отношение к бывшему депутату парламента Сергею Ибрагимову. Однако проект постановления о защите интересов местных свекловодов, подготовленный Министерством экономики, правительством принят не был. Таким образом, провалилась попытка заинтересованных сторон выжать с рынка мелких конкурентов. В свою очередь замминистра экономики Адыл Касымалиев опровергает обвинения в том, что министерство лоббирует интересы «Белорусской сахарной компании».

Кто продвигает в Кыргызстан белорусский сахар?

9 июля текущего года Министерство экономики внесло в правительство проект постановления о введении сезонных 30-процентных пошлин на ввоз тростникового сахара. Обосновали документ заботой о местных производителях. Ранее, 1 июля, в Минэкономики прошло совещание по этому вопросу с участием представителей объединения свекловодов, завода «Кайынды-Кант» и «Белорусской сахарной компании». Президент Ассоциации потребителей сахара Эрлан Джузупов отметил, что министерство лоббирует интересы бизнеса Сергея Ибрагимова:

— Минэкономики инициировало данное постановление с целью введения полной монополии на этом рынке. На свое совещание министерство пригласило только заинтересованные в этом стороны, мнение других оно не пожелало выслушать. Хотя эти чиновники называют себя свекловодами и производителями, на деле за ними стоит «Белорусская сахарная компания», созданная при «Кайынды-Кант». Все это делается в интересах этой компании. Возникает предположение: если раньше в доле был Максим Бакиев, то теперь его место занял министр экономики и некоторые депутаты. Если эти монополисты пекутся об интересах свекловодов, почему они не защищали их раньше? Они работают только в своих интересах, подкупая представителей власти.

Проложенный Максимом Бакиевым и Сергеем Ибрагимовым «путь»

С 2008 года бизнес-структуры Сергея Ибрагимова, тогда депутата от фракции «Ак-Жол», владели сахарными заводами «Кайынды-Кант» и «Кошой». Кроме того, этим двум компаниям было предоставлено право импортировать в Кыргызстан сахар из Беларуси. Годовая потребность КР в сахаре составляет 115 тысяч тонн, более половины данного объема в республику завозили эти две компании. Участники схемы до 7 апреля 2010 года полностью контролировали рынок сахара и устанавливали свои цены на сладкий продукт. Максим Бакиев имел в этом бизнесе 30-процентную долю, что выяснилось в процессе национализации «Кайынды-Канта» и «Кошоя». Эрлан Джузупов сообщил, что в 2011 году бизнес-субъекты Сергея Ибрагимова через «Белорусскую сахарную компанию» смогли удержать под контролем часть рынка:

— Эти бизнес-структуры до 2010 года полностью контролировали рынок сахара и платили долю Максиму Бакиеву. Когда схема развалилась, заводы «Кайынды-Кант» и «Кошой» получили право закупать белорусский сахар оптом. Они создали «Белорусскую сахарную компанию», а белорусские производители продукта открыли ей эксклюзивный канал. Они не продают сахар никакой другой кыргызстанской компании. Таким образом, данная компания удерживала на себе около 60% рынка сахара. Теперь, если скрытые условия того постановления будут одобрены, Сергей Ибрагимов и субъекты его бизнеса смогут взять под контроль весь рынок.

Секреты постановления

Для «Белорусской сахарной компании» показалось мало занять более половины рынка Кыргызстана. Ее лоббисты, якобы защищая интересы местных свекловодов и производителей, смогли вместе с Минэкономики подготовить постановление. На первый взгляд, документ действительно нацелен на интересы отечественных производителей, но в нем содержатся скрытые пункты, обеспечивающие приоритет белорусскому сахару. Постановление содержит статьи, которые можно трактовать по-разному, как кому выгодно. В то же время, в нем содержатся нормы, противоречащие друг другу. В них смог разобраться глава аналитического центра «Бизнес- эксперт» Улук Кыдырбаев:

— Если сырье привезено из Бразилии, но сахар сделан в Казахстане, производителем считается Бразилия. Министерство экономики очень хитро использовало это правило. В постановлении установлена 30-процентная пошлина, оплата которой не распространяется на страны СНГ. В то же время в документе упоминается правило о поставщике сырья. Это значит, что устанавливаются ограничения на ввоз сахара из Украины, Азербайджана, Казахстана и России, который производится из кубинского и бразильского сырья, но отдается предпочтение Беларуси, производящей продукт из собственной свеклы. Конечно же, такие обстоятельства создают условия для монополизации рынка одной компанией.

Министерство экономики: нас не понимают

В Министерстве экономики опровергают обвинения в свой адрес. Его руководство уверяет, что тут нет никакого лоббирования интересов каких-либо частных компаний, а всего лишь есть заинтересованность в развитии собственного производства.

Заместитель министра экономики Адыл Касымалиев говорит, что в данном постановлении нет никакого предпочтения ни одной из сахарных компаний:

— Ни наше постановление, ни другие документы не могут составляться ради интересов одной из сторон. В процессе подготовки такие документы проходят соответствующую экспертизу, а потом только рекомендуются. Наверное, здесь вопросы возникают от недопонимания. Из-за них и было принято решение отложить рассмотрение проекта данного постановления. Мы вновь пересмотрим его и примем меры для защиты интересов местных производителей и свекловодов.

Государственное агентство антимонопольного регулирования при правительстве КР выступило против этого постановления, а парламентский комитет по бюджету и финансам посчитал, что введение 30-процентных таможенных пошлин на песок из сахарного тростника создаст условия для повышения цен на рынке. После такой оценки в правительстве поняли экономическую нецелесообразность проекта и вернули постановление на доработку.

Статс-секретарь Государственного агентства антимонопольного регулирования Айбек Мамыралиев считает, что данное постановление фактически устанавливало монополию «Белорусской сахарной компании»:

— Наша цель — обеспечить равные условия для всех, чтобы на рынке была здоровая конкуренция. По нашим законам, компания является монополистом, если занимает своими товарами или услугами 35% рынка. Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы признать данную компанию монополистом, а постановление Министерства экономики — как составленное в интересах одной из сторон. Будь это постановление принято, цены на сахар в стране взлетели бы моментально.

В Кыргызстане местные свекловоды обеспечивают до 10-15% потребности в сахаре. Остальное завозится из России, Казахстана и Беларуси. С 2008 по 2010 годыа львиная доля продукта завозилась исключительно из Беларуси.

Сахарные лоббисты теперь хотят через парламент добиться повышения таможенных пошлин на тростниковый сахар, чтобы увеличить объемы поставок продукта из Беларуси.

После национализации имеющих право импортировать сахар компаний «Кайынды-Кант» и «Кошой», 30% их акций принадлежали государству. Позже прежние владельцы выкупили эти доли. Вот как прокомментировал это председатель парламентского комитета по экономической и фискальной политике Карганбек Самаков:

— Бывший депутат Сергей Ибрагимов смог с помощью экс-президента Бакиева выкупить акции. В результате такой сделки он стал получать миллионную прибыль. Теперь он создал эту «Белорусскую сахарную компанию». К нам поступила информация, что часть депутатов и министров находится с ним в доле. Если помните, часть долей в этих компаниях была национализирована, а позже по низким ценам перекуплена у государства прежними владельцами. Думаю, здесь не обошлось без поддержки нынешних властей. Мы сейчас перепроверяем все эти факты, после передадим документы в Генеральную прокуратуру. Расследованием по данному вопросу занимается специальная группа, созданная при нашем парламентском комитете.

Одним из владельцев «Кайынды-Канта» и «Кошоя», сохранивших право на импортирование сахара, является сын депутата Омурбека Абдрахманова. В своем комментарии «Азаттыку» депутат признался, что его сын имеет долю в вышеупомянутых компаниях, но категорически опроверг возможные связи своего сына с Максимом Бакиевым и Сергеем Ибрагимовым:

— Да, мой сын — один из учредителей. Он вместе с другими смог вновь запустить предприятие, которое простаивало 4-5 лет. Они не имеют никакой связи с Сергеем Ибрагимовым и Максимом Бакиевым. Мой сын всего лишь учредитель, конкретными делами там занимаются другие лица. Неправильно думать, что они хотят установить монополию на этом рынке. Они всего лишь получили право на эксклюзивную поставку сахара. Здесь нет никакого нарушения закона.

Но наш вопрос, какие отношения связывали бывшего во время правления Бакиева в политической опале сына депутата Нурбека Абдрахманова с бизнес-структурами, связанными с Максимом Бакиевым и установившими собственную монополию на рынке сладкого продукта, остался без ответа.