Экранизации комиксов, столь популярные среди той аудитории, на которую нацелены “Голодные игры: И вспыхнет пламя”, в большинстве своим глупы и несут каноничные истории, построенные в односложных сеттингах. “Игры” в этом плане получились более дерзкими, как в прошлом году со своей первой частью, так и в этом, сиквелом.
Премьера: 21 ноября 2013
Режиссер: Френсис Лоуренс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Элизабет Бэнкс, Вуди Харрельсон
Жанр: фантастика, драма
В 2012 году экранизация “Голодных игр” Сьюзан Коллинз должна была прийти на замену уже отгремевшей саге “Гарри Поттера” и близившимся к концу “Сумеркам”. Гэри Росс отснял бережную экранизацию, сохранив акцент на персонаже главной героини, и поставил приличную бойню без зашкаливающего уровня жесткости не в ущерб атмосфере мрачной безысходности и зрелищности.
“Голодные игры” рассказывают о постапокалиптической Америке, в которой установился тоталитарный режим. Государство Панем, разделенное на районы, именуемые дистриктами, самыми жесткими методами удерживает недовольство забитого и голодного населения.
В прошлом, за 74 года до событий первой книги, жители тринадцатого дистрикта восстали, но бунт был жестоко подавлен, район разрушен, а в память и, чтобы остальным не вздумалось, ежегодно проводятся Голодные игры. Бойня, на которую с каждого дистрикта берут по одному юноше и одной девушке, проводится на специализированной арене с трансляцией по телевидению.
Таким образом “Голодные игры” могут похвастаться вполне приличным сеттингом. Это темная, правдивая антиутопия, созданная путем смешения реминисценций на оруэлловский сюжет с нескрытым аллегоризмом на темы древнегреческих мифов и государственного устройства великих государств прошлого.
Но книга, первоисточник, при том, была подростковой, и основной массой читателей должны были стать именно ровесники главных героев книги. Ввиду этого часто всплывают отголоски сильной утрированности происходящего, и концентрируется все действие преимущественно на Китнисс Эвердин, которая выигрывает 74-е Голодные игры на пару с Питом Мелларком.
“И вспыхнет пламя”, сменившее режиссера с Росса на Френсиса Лоуренса, отправляет героев по примерно тому же маршруту, что и прошлая часть. Они переживают душевные терзания, которым действительно веришь, но при том не остаются эталонами добротолюбия и великодушия, они — живые люди, еще подростки, которые совершают решительно резонные поступки.
Как победителей прошлых игр, Китнисс и Пита отправляют на тур по дистриктам, основной целью которого является приобщение масс к их персонажам, созданным как телевизионные обманки. Первая половина ленты проходит в этих декорациях. Здесь, и даже во время второй половины, во время “квартальной бойни”, “Голодные игры” остается сугубо сюжетным фильмом, построенным на диалогах, мотивирующих копаться в деталях самих героев.
В этом, наверно, основное отличие фильма от оригинала. Первые “Голодные игры” занимались тем, что приобщали к сеттингу, демонстрировали устройство данной интерпретации развития истории человечества. Нам показали, какой может быть суровая охота, какими могут оказаться в одной экстремальной ситуации разные личности.
“И вспыхнет пламя” напротив, изобилует сюжетными интригами, нагнетает качественным саспенсом под подходящее музыкальное оформление, оперирует игрой светотени для создания должного эффекта от очередного мощного диалога.
И жаль, что в фильме, нацеленном на игре актеров и их убедительности, более-менее правдоподобно смотрятся лишь сама Дженифер Лоуренс, исполняющая главную роль Китнисс Эвердин, и Дональд Сазерланд, уже ветеран голливудского кино, демонстрирующий педантично-тиранские замашки сноба-президента Памена.
С другой стороны, именно этим актерам повезло с персонажами. Героиня Лоуренс неплохо прописана, это сильная, волевая, здравомыслящая, но холодная девушка, расставившая для себя приоритеты, осознающая свою роль в назревающих событиях, и оттого не особо страдающая от любовных метаний.
Остальная часть каста, кажется, особого энтузиазма от участия в съемках не испытывала. Хэмсворт и Хатчерсон, изображающие ухажеров Китнисс, как раз-таки этим ухажерством занимаются в последнюю очередь, что, конечно, для истории такого формата более чем приемлемо. Однако, вследствие, они теряют значительную часть экранного времени и не сильно отпечатываются своей игрой.
Филип Сеймур Хоффман и Вуди Харельсон, тоже играющие персонажей второго плана, выдают стандартные, а иногда и слабые для себя исполнения.
***
Многим, наверно, не понравится то, как показали сами Голодные игры в сиквеле. На них уже не слишком акцентируются, но их преддверие дает особую драму в фильме.
Некоторым, возможно, не понравится развитие основной сюжетной линии, от которой значительно отходят, в плане того, что о ней не слишком много ведают, и ключевому сюжетному повороту предшествует неудовлетворительное количество побуждающих элементов.
Но эти недостатки объясняются композицией как самого фильма, так и всей трилогии в общем. Видно, что у каждой части саги есть свое четкое предназначение, которое потенциально выльется в сильнейший финал. Это непривычный способ подачи истории, и, вообще, сюжет новый для своей аудитории. Но именно этим приемом “Голодные игры: И вспыхнет пламя” может заинтересовать зрителей, выросших из пубертатного возраста, которым сами “Игры” кажутся глубоко вторичным продуктом индустрии.